В XVIII веке в приходе храма Вознесения находился дом отца князя Г. А. Потемкина-Таврического на принадлежащей ему земле.
В 1758 году среди прихожан церкви числится подполковница Дарья Васильевна Потемкина, его мать, дом которой находился на месте алтаря теперешнего храма. Григорий Александрович провел здесь детские и юношеские годы.
В 1780-е годы Г. А. Потёмкин решил перестроить старый Вознесенский храм. В журнале «Русский архив» за 1882 опубликованы сведения о том, что он «ездил подробно осматривать с митрополитом Платоном и архитектором Баженовым как церковь, так и вообще местоположение». Однако, церковь «по разрытии фундамента оказалась неспособна к прочности».
Все планы Светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического отличались смелостью и размахом, и тут шеф лейб-гвардии Преображенского полка остался верен себе: он задумал построить не просто новый, но огромный и великолепный храм, который должен был служить «собором лейб-гвардии Преображенскому полку, дабы в оном во время прибытия ея Императорского Величества полковым чинить присягу, венчать браки, исповедовать и святых Тайн приобщать…», так как неподалёку находился и «полковой двор » лейб-гвардии Преображенского полка, учрежденный Петром I.
Для постройки нового храма Потёмкин пожертвовал принадлежащий ему участок земли («свой двор», как говорили тогда) под будущую постройку. Храм должен быть достойным присутствия в нем самой императрицы, которая была полковником этого полка, а подполковником — светлейший князь Потемкин-Таврический.
Испрашивая благословения у митрополита Платона на постройку нового храма, он писал о замысле своем так: «Храм новый, великолепный, служащий монументом имени моему…». И оказался прав, выделив земли своего рода под храм Божий, а не под хозяйственные нужды людей.
Архитектором Василием Баженовым была сделана модель храма, был закуплен кирпич — около миллиона штук. Но Г. А. Потёмкин не успел приступить к строительству из-за внезапной кончины.
Только в 1795 году наследниками Г. А. Потёмкина было продолжено строительство храма. Архитектором был приглашен Матвей Казаков.
Строительство возобновилось в 1798 году, и проект был для тех времен для Москвы непривычным и очень дорогостоящим: «вместо существующего храма на другом месте построить церковь вновь настоящею з двумя приделами и трапезою каменным мастерством по данному плану архитекторскому за подписанием ево и приступить к оному делу таким образом: сего 1798-го года апреле месяце под фундамент вырыть землю… чтобы дорывались до настоящего материка», т. е. с мощным фундаментом.
Проект храма был утвержден 10 марта 1797 года митрополитом Московским Платоном.
Статья подготовлена по материалам: Святитель Григорий Нисский, Public Domain.
Фото: Olaffpomona, Public Domain.
Период XVII в.