Неделя о самаряныне

Однажды, когда она встретила в этом уединении у колодца Господа нашего Иисуса Христа, совершилось ее духовное перерождение, совершился великий переход от духовной тьмы к свету веры

Фотиния. Деталь иконы «Николай Чудотворец (поясной) с избранными святыми»
pinterest button

Фотина Самарчнка — женщина, у которой Иисус Христос попросил воды из колодца Иакова и которая возвестила людям той местности (Самария-Сихарь) о его мессианских действиях. Её принято называть также самарянкой или самаритянкой. История её встречи с Иисусом описана в Евангелии от Иоанна.

Притча о воде живой

Иисус рассказал женщине о себе в иносказательной форме как об источнике живой воды, испив которую, человек становится освобожденным и готовым к новой жизни. Так же, как и в истории с Никодимом, притча построена в форме вопроса и ответа.

Пьетро Перуджино. Христос и самарянка. 1506—1507. Институт искусств (Чикаго)
pinterest button Пьетро Перуджино. Христос и самарянка. 1506–1507.  Пьетро Перуджино (1448–1523), Public Domain

Иисус попросил у женщины воды, она смутилась, сказав, что «Иудеи с Самарянами не сообщаются». Тогда Иисус сказал, что если бы она знала кто к ней обращается, то сама просила бы у него воды живой. На вопрос о том, откуда у него вода, был дан следующий ответ:

Далее женщина самарийская спрашивает у Иисуса, где же должно им поклоняться всевышнему Богу. Так как в библейской истории самаряне были потомками от смешения евреев и хананейских народов, иудеи не сообщались с этим народом, считая их полукровками.

Христос и Самарянка (греческая икона)
pinterest button Христос и Самарянка (греческая икона) фото: Nadahnuti ikonopisac, Public Domain

Традиционно самаряне поклонялись единому Богу Яхве на горе Гризим, а иудеи в Иерусалимском Храме. Различия в местах поклонения и религиозных обрядах провели явное разделение между этими двумя родственными народами. Но Иисус возвещает ей о наступлении нового времени:

Женщина говорит, что ей известно что должен прийти «Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» и Иисус в ответ говорит — «Это Я, Который говорю с тобою».

Православная традиция

В православной традиции женщина, которую Иисус встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней пострадали её сыновья Иосия и Виктор, а также сёстры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида. Одним из эпизодов её мучений было, что с неё содрали кожу и бросили в колодец. Её память совершается в Православной церкви 20 марта (2 апреля).

Фотина Самаряныня (деталь иконы
pinterest button Фотина Самаряныня (деталь иконы «Избранные святые», Россия, XIX век. Дерево, темпера. 27 x 22 см. Частное собрание) неизвестен, Public Domain

В византийском обряде воспоминанию истории встречи Христа и самарянки посвящена пятая пасхальная неделя (воскресенье), в амвросианском — первое воскресенье Великого поста.

Полезная информация

Фоти́на Самаря́нка
др.-греч. Φωτεινή
также Фоти́ния Самаря́ныня, Жена-самарянка

Молитвы

Кондак Недели о самаряныне

глас 8

Верою пришедшая на кладязь самаряныня/ виде Тя премудрости воду,/ еюже напоившися обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.

holder

Изобразительное искусство

Сюжет беседы Христа с самарянкой является одним из самых распространенных изображений раннехристианского искусства. При его изображении буквально следуют евангельскому тексту, помещая у колодца фигуру женщины, достающей из него сосуд с водой, а с другой стороны колодца Иисуса Христа, беседующего с женщиной. К примерам наиболее ранних изображений этого сюжета относятся: фреска церковного дома в Дура-Европос (ок. 250 года, сохранилась только фигура самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина (IV век), рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана (VI век).

С VI века происходит изменение в изображении композиции — Иисуса Христа начинают изображать сидящим возле колодца (например, мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово, VI век). К XII—XIV векам в иконописи в сцене беседы Христа с самарянкой приобретает акцент на её учительном значении (например роспись новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью, 1380-е годы).

Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (1730-е) даёт следующее указание по изображению данного сюжета:

Христос сидит на камне. Позади Его стоят удивленные апостолы. Пред ними виден кладезь. У устья его стоит женщина. В левой руке она держит бадью, а правую простерла ко Христу, поставив пред собою водонос. Христос благословляет её.

   

Музыка

  • Этому сюжету посвящён известный гимн в стиле соул Jesus Gave Me Water, который входит в репертуар таких негритянских артистов, как Сэм Кук, B.B. King, The Soul Stirrers, Marleys Ghost.