Ева

Ева — в авраамических религиях — праматерь всех людей, первая женщина, жена Адама, созданная из его ребра, мать Каина, Авеля и Сифа

Ева со змием
pinterest button

Библейский рассказ о сотворении Адама и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (Быт. 1-5) породил обширную литературу апокрифического характера.

Этимология

Традиционная этимология возводит имя Ева (Хавва) к еврейскому хай «жизнь». Современные исследователи предполагают связь с финикийским хвт" и арамейским Хевъя означающим «змея» (или змееподобная богиня).

Создание Евы

В Книге Бытия содержатся два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека:

  • Первый рассказ: 1:1 — 2:3;
  • Второй рассказ: 2:4 — 3:24.
Создание Евы, средневековая рукопись.
pinterest button Создание Евы, средневековая рукопись. неизвестен, Public Domain

Согласно первому варианту (Быт. 1:26-29), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы «по образу Божьему» (Быт. 1:27) в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами (Быт. 1:27).

Согласно второму, (Быт. 2:7-25; 3:1-24), Бог вылепил человека (адам) из «праха земного» (адама), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский (Быт. 2:7).

Сцены Бытия. От создания Евы из ребра Адама до изгнания из рая. XVIII в.
pinterest button Сцены Бытия. От создания Евы из ребра Адама до изгнания из рая. XVIII в. Konstantinos Kontarinis, Public Domain

Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека (Быт. 2:21-22). «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Место погребения Евы

В иудейской традиции

Пещера Махпела — склеп патриархов в древней части Хеврона. В еврейской традиции название в основном интерпретируется как указание на двойную пещеру или, как и название «Кирьят-Арба» (букв. город четырёх), соотносится с четырьмя парами, похороненными в пещере: Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия.

Пещера патриархов
pinterest button Пещера патриархов Antoine Taveneaux, GNU 1.2

В мусульманской традиции

Могила Евы — могила, почитаемая по мусульманской традиции, как захоронение праматери Евы. Находится в городе Джидде. По преданиям, после грехопадения, Ева оказалась в районе Джидды или Мекки.

Арабские и западные историки описывают могилу, находящуюся за стенами города Джидда, как могилу Евы. По сообщению историка Хатун аль-Фасси, историк IX века Аль-Факихи, родом из Мекки, сообщал, что два друга пророка Мухаммеда, умершего в 632г, упоминали о могиле Евы. Путешественник и поэт XII века Ибн Жубаир, рожденный в Валенсии, писал о Джидде в записной книжке:

Надписи у входа на кладбище Джидды указывают, что здесь, возможно, погребена Ева.

Вот как описывает Могилу Евы в 1895 году сотрудник российского консульства в Джидде Шакирзян Ишаев:

Полезная информация

Ева
ивр. ‏חַוָּה‏‎
др.-евр. произн.: xawwͻ:h
совр. евр. произн.: Хава
букв. «дающая жизнь»
греч. Εὔα
лат. Eva
араб. حواء‎
Толкование имени: однокоренное со словом חיות «жизнеспособность, живучесть, оживленность»

Варианты имени праматери Евы в древнерусских летописях и церковно-славянской Библии

Аналогичное имя Євга имя встречается в Ипатьевской летописи (л. 35 об.) конца XIII века и в Лаврентьевской летописи (л. 29, 29 об., 35 об.) начала XIV века.

В Комиссионном списке середины XV века Новгородской первой летописи младшего извода (л. 50, 50 об., 59) употребляется уже два варианта имени Ева: Євга и Євъга.

В Острожской Библии (1581) и иконографии 17 века используется написание имени праматери Евы как Євва.

В Елизаветинской Библии (1751) и церковно-славянских текстах XVIII и XIX веков употребляется вариант написания Єѵа.

В Извлечениях из Воронцовского списка 1820-х годов Новгодской летописи (л. 18 об.) употребляется современный вариант имени — Ева.