Пророк Даниил

Даниил — библейский пророк, в христианской традиции относящийся к так называемым «великим пророкам»

Пророк Даниил, икона XVIII в.
pinterest button

Потомок знатного иудейского рода, подростком попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона — при дворе Кира и Дария.

Пророк Даниил во рву. Мозаика в Осиос Лука, 12-13 вв.
pinterest button Пророк Даниил во рву. Мозаика в Осиос Лука, XII–XIII вв. неизвестен, Public Domain

Среди известных эпизодов истории Даниила — его чудесное спасение в львином рву и истолкование слов «мене, мене, текел, упарсин», начертанных таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира.

Пророк Даниил, икона XVII в.
pinterest button Пророк Даниил, икона XVII в. неизвестен, Public Domain

При раскопках города Угарита была обнаружена поэма XIV века до н. э., герой которой — мудрый и справедливый судья, заступавшийся за вдов и сирот — носит имя Дани-Ил, отсылающее к почитанию им бога Эля/Ила. Некоторые учёные отождествляют Даниила, упомянутого у Иезекииля, с Дани-Илом из этой поэмы.

Книга пророка Даниила

Книга пророка Даниила входит в Ветхий Завет канонической Библии и входит в число пророческих.

«Пророк Даниил». Микеланджело Буонарроти, Роспись свода Сикстинской капеллы
pinterest button «Пророк Даниил». Микеланджело Буонарроти, Роспись свода Сикстинской капеллы Микеланджело (1475–1564), Public Domain

Краткое содержание книги

Пять Царств Даниила и их толкование в христианстве

Даниил объяснил Навуходоносору сон про истукана (Дан. 2:31), разбитого камнем, который после этого сделался великою горою (истукан — языческие царства, сменяющие друг друга, камень — Мессия, а гора — Вечное царство Божие).

Согласно одному из отцов Церкви, Ефрему Сирину, «златая глава» — царство вавилонское. Серебряные грудь и руки — царство Мидян. Чрево и бёдра медные — царство персидское. Голени железные — царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные — десять царей, восставших после Александра. Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землею возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины — десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;

Иоанн Златоуст добавляет, что слова «смешаются через семя человеческое» (Дан. 2, 43), означают, что среди царей этих многие будут не царского рода.

Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы» «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;

«И наполнил всю землю» (Дан. 2, 35) — это об Евангелии, которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства — это гордость (македонян) и владычество (римлян).

Пророк Даниил. Пророческий чин из главного иконостаса ц. Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле. Ок. 1654 г.
pinterest button Пророк Даниил. Пророческий чин из главного иконостаса ц. Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле. Ок. 1654 г. неизвестен, Public Domain

Библия гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов, за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись.

Сам Даниил был брошен в яму ко львам на растерзание (при персах), но был чудесным образом спасен (Дан. 6:16).

Ответ Даниила царю
pinterest button Ответ Даниила царю B. Pratt. Автор оригинала — Ривьер, Брайтон (1840–1920), Public Domain

Перед падением Вавилона под мощью мидян, Даниил объяснил царю Валтасару знаменитое пророчество «мене, мене, текел, упарсин» (Дан. 5:25-28) о скорой гибели Валтасара и его царства.

Позже Даниил исчислил срок в «семьдесят седьмин» (Дан. 9:24), оставшийся до прихода в мир Мессии.

В царствование Кира Даниил показал ему пророчество Исаии о Кире, чем сподвиг последнего на освобождение евреев из вавилонского пленения и на восстановление Храма в Иерусалиме.

Смерть и захоронение Даниила

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы.

Гробница пророка Даниила в Сузах
pinterest button Гробница пророка Даниила в Сузах Robert Wielgórski a.k.a. Barry Kent, CC BY-SA 3.0

Впрочем, его могилы показывают также по крайней мере в пяти локациях, в том числе в Киркуке и Самарканде.

Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Святой почитается иудеями, христианами и мусульманами. Последние называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, которое после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.

Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему.

Полезная информация

Дании́л
ивр. ‏דָּנִיֵּאל‏‎ — Даниэль
др.-греч. Δανιὴλ — Даниил
араб. دانيال‎ — Данияль

Почитание

Иудейская традиция

Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам, поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Библия гласит, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом.

Христианская традиция 

Вместе с тем Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии и его появления в Иерусалимском храме, на которые, по свидетельству Нового Завета, ссылался Иисус Христос (Мф. 24:15).

Толкования на книгу Даниила писали святые Ипполит Римский и Иоанн Златоуст.