Боголюбская икона Божией Матери

Боголюбская икона, подобно Владимирской иконе, отличается мягким, возвышенным, «трогательным» письмом

Боголюбская икона Божией Матери.  Конец XIX в.
pinterest button

Боголюбская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной Русской православной церковью икона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения. Празднование совершается 18 июня (1 июля).

Образ-протограф

По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода, князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово), для которой повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ был поставлен в Боголюбовском замке (по некоторым сведениям, вместе с самой Владимирской иконой). Позднее на месте замка возник Боголюбский монастырь.

Первообраз иконы, XII век
pinterest button Первообраз иконы, XII век неизвестен, Public Domain

По словам искусствоведа Левона Нерсесяна:

В августе 1918 года икона была частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи во главе с Григорием Чириковым, которые определили её сохранность как плохую.

Боголюбская икона Божией Матери. Вторая половина XIX в.
pinterest button Боголюбская икона Божией Матери. Вторая половина XIX в. фото: Хомелка, CC BY-SA 3.0

Во 2-й половине XX века она была отреставрирована М. В. Романовой. 

С 1992 года первообраз иконы находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире.

Богоматерь с предстоящими. В нимбе изображен митрополит Петр Московский, ниже – патриарх Филарет и царь Михаил Федорович. 1613–1620-е годы
pinterest button Богоматерь с предстоящими. В нимбе изображен митрополит Петр Московский, ниже – патриарх Филарет и царь Михаил Федорович. 1613–1620 гг. Находилась в Успенском соборе Московского Кремля, CC BY-SA 3.0

После ухудшения состояния с 4 июня 2009 года Боголюбская икона находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее.

Иконография

Икона изображает Богородицу без Младенца, в рост, в молении перед Господом, показанном в небесном сегменте. В руках Пресвятой Богородицы обычно изображают свиток, на котором пишут:

  • Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное.
  • Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое, ибо аз молю за мир.
  • Царю Небесный, многомилостивый и премилостивый, Владыко Боже и человеколюбче и всея твари содетелю, господи Иисусе Христе, и всего добра дателю, человеколюбче, Сыне и Боже Мой, услыши молитву рабы Твоея и Матере, приими всякого человека, славящего Тя и Мене, рабу Твою.
  • Владыко Вседержителю, Сыне и Боже Мой, приклони ухо Твое и услыши молитву Матери Твоея, молящу имя Твое святое, и помилуй.

Во многих вариантах иконы к Богородице коленопреклонённо обращаются предстоящие, состав которых меняется в зависимости от иконографического извода, чаще всего среди припадающих изображается Андрей Боголюбский.

Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими из старообрядческой молельной Волкова кладбища, Санкт-Петербург. XVII век
pinterest button Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими из старообрядческой молельной Волкова кладбища, Санкт-Петербург. XVII век неизвестен, Public Domain

Иконографически Боголюбскую икону относят к типу Агиосоритисса (называемому иначе Деисусной иконой), с той разницей, что в Боголюбской иконе «восстановлена» утраченная в иконах Богородицы Агиосоритиссы деисусная композиция: в ней явно изображён Христос, в молении к Которому и показана Матерь Божия.

Богоматерь Боголюбская с предстоящими. Москва, 1-я треть 16 века. Музеи Московского Кремля.
pinterest button Богоматерь Боголюбская с предстоящими. Москва, 1-я треть 16 века. Музеи Московского Кремля. фото: Shakko, CC BY-SA 3.0

На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающей Путь припадающим.

Гимнография

Тропарь пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская», глас 1-й

Кондак пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская», глас 3-й
Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская»

Полезная информация

 

Списки с Боголюбской иконы

Боголюбская икона, считающаяся чудотворной, множество раз становилась образцом для создания списков, образовав самостоятельную иконографическую композицию, известную в нескольких изводах. Наиболее почитаемы списки:

  • икона, перенесённая великим князем Андреем Юрьевичем из киевского Вышгорода в землю суздальскую, где получила затем название Владимирской;
  • Боголюбская-Московская, написана в начале XVIII века, находилась ранее в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. На этой иконе в качестве припадающих изображены святители Пётр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские, блаженные Василий и Максим, преподобная Параскева, святитель Василий Великий, апостол Пётр, Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, преподобномученица Евдокия;
  • Боголюбская-Зимаровская в приходской церкви села Зимарово Рязанской губернии — старинный список с иконы. Предание рассказывает, что икона раньше являлась надвратной иконой города Пронска и во время татарского нашествия была расколота и брошена в кусты; но икона срослась и с тех пор стала известна как чудотворная. В 1771 году её приносили в Москву во время чумы для излечения больных, потом она вернулась в Зимарово;
  • Боголюбская-Угличская в Угличе, в церкви святого Димитрия-царевича;
  • в селе Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии. Была подарена Петром I Батурину за заслуги, а с 1838 года перешла селу Юрьевскому; прославилась многими чудесами и исцелениями.

Реставрация и современное состояние

Существенное ухудшение сохранности Боголюбской иконы произошло в 1946 году, когда реставратор Владимирского областного краеведческого музея Ф. А. Модоров по самостоятельно выбранной методике провёл «укрепление» красочного слоя вместе с записью методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина. Заключение ВХНРЦ 1976 года при передаче иконы в музей утверждает, что «грунт иконы с красочным слоем имеют минимальную связь с основой, так как заливка горячим воском добавлением парафина нарушила состав грунта (часть воска проникла сквозь поры внутрь грунта)».

Последующие реставрационные работы 1956 (Н. А. Баранов) и 1958—1976 годов под руководством Н. Н. Померанцева (реставраторы: Н. А. Баранов, с 1963 — М. В. Романова) позволили раскрыть лик Богоматери, частично её одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. Однако состояние левкаса и красочного слоя иконы было плачевным.

В 1993 году в связи с просьбой Церкви о передаче Боголюбской иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире по заказу и на деньги ГВСМЗ была изготовлена специальная герметичная витрина, в которой поддерживался постоянный температурно-влажностный режим, благоприятный для иконы.

В 1998 году из-за сбоев в работе датчиков прежней витрины ВСМЗ настоял, чтобы на средства Владимиро-Суздальской епархии была закуплена новая витрина у конкретного производителя — фирмы «ТД ТЕМУЗ». 31 июля 1998 года Боголюбская икона была помещена в новую витрину, в которой находилась до 4 июня 2009 года, когда была перевезена во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

По сообщению «Независимой газеты» от 23 декабря 2009 года, состояние иконы было катастрофическим: икона серьёзно поражена грибком. Как сообщало РИА Новости 25 декабря 2009 года, при последнем исследовании плесневые грибы на самой иконе не обнаружили. Руководитель отдела реставрации памятников древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря Галина Цируль указывала: «На обнажённых местах мелких повреждений, под микроскопом мы обнаруживаем древесину в структуре „пружинящей губки“, что особо страшно для иконы (…) Площадь отставания красочного слоя всё увеличивается и увеличивается».

Причиной «заболевания» иконы стали некачественные условия хранения: она находилась в специально оборудованной камере, поддерживающей искусственный климат, но две «кассеты», которые должны были поддерживать в ней климат, не работали. Икона стояла просто за стеклом, у витрины стояли букеты живых цветов в воде, а со стены, за которой находилась крестильня с купелью, на икону переползла плесень. Замена белокаменного пола на керамогранитный усугубила ситуацию. В настоящее время Боголюбская икона находится «на столе» в специально оборудованном помещении Владимиро-Суздальского музея, и реставраторы не надеются в ближайшее время возвратить её в состояние, пригодное для экспонирования.