Сотворение земли — видимого мира

Св. Библия начинается словами: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1)

Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в.
pinterest button

После сотворения неба — невидимого, ангельского мира, Бог сотворил из ничего, одним Своим Словом, землю, то есть вещество (материю), из которого постепенно создал весь наш видимый, вещественный (материальный) мир: видимое небо, землю и все, что на них. 

Бог мог бы создать весь мир в одно мгновение, но так как Он с самого начала хотел, чтобы этот мир жил и развивался постепенно, то и создал его не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые в Библии названы «днями».

Но эти «дни» творения не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «йом». Но точно знать, какие это были «дни» мы не можем, тем более что нам известно:

      — 2 Петр. 3, 8; Псал. 89, 5

Святые отцы Церкви считают седьмой «день» мира продолжающимся и поныне, а затем, по воскресении мертвых, настанет вечный восьмой день, т. е. вечная будущая жизнь. Как и пишет о том, например, св. Иоанн Дамаскин(VIII век):

Св. Василий Великий еще в IV веке писал в своей книге «Беседы на Шестоднев»:

Итак, сначала, созданная Богом земля (материя) не имела ничего определенного, никакой формы, была неустроена (как туман или вода) и покрыта тьмою, и Дух Божий носился над нею, давая ей живоносную силу.

Примечание

Св. Библия начинается словами: 

«В начале сотворил Бог небо и землю»

      —Быт. 1, 1

«В начале» по-еврейски «берешит» значит «сперва», или «в начале времени», т. к. до этого была только вечность.

«Сотворил» здесь употреблено еврейское слово «бара», означающее сделал из ничего — сотворил; в отличие от другого еврейского слова «асса», означающее созидать, образовывать, делать из наличного материала. Слово «бара» (сотворил из ничего) всего три раза употребляется при творении мира:

  1. в начале — первый творческий акт,
  2. при сотворении «души живой» — первых животных и
  3. при сотворении человека.

О небе, в собственном смысле, дальше ничего не говорится, т. к. оно было закончено благоустроением. Это был, как выше изложено, мир духовный, ангельский. Дальше в Библии будет говориться о твердинебесной, названной Богом «небом», как напоминание о высшем духовном небе.

      — Быт. 1, 2

Под «землею» здесь разумеется первоначальное еще неустроенное вещество, из которого Господь Бог в шесть «дней» устроил или образовал потом видимый мир — вселенную. Это неустроенное вещество или хаос называется бездною, как необозримое и ничем не ограниченное пространство, и водою, как водообразное или парообразное вещество. 

Тьма

была над бездною, т. е. вся хаотическая масса была погружена во мрак, за совершенным отсутствием света.

И Дух Божий

носился над водою: — здесь начало уже образовательного творчества Божия. По значению самого выражения: носился (еврейское слово, употребленное здесь, имеет такой смысл: обнимал собою все вещество, как птица распростертыми крыльями обнимает и согревает птенцов своих), действие Духа Божия на первозданное вещество надобно понимать как сообщение ему жизненной силы, необходимой для его образования и развития.

В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святый Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный. Слово «Бог» в этом месте поставлено во множественном числе — «Эло-хим», т. е. Боги (ед. число Элоах или Эл — Бог), а слово «сотворил» — «бара» поставлено в единственном числе. Таким образом подлинный еврейский текст Библии, с первых же своих строк, указывает на единосущие Лиц Св. Троицы, говоря как бы так: «в начале сотворил Боги (Три Лица Св. Троицы) небо и землю».

Об этом так же ясно сказано в псалмах: «Словом Господа сотворены небеса, и духом усть Его — все воинство их» (Пс. 32, 6). Здесь под «Словом» разумеется Бог Сын, под «Господа» — Бог Отец и под «Духом усть Его» — Бог Дух Святый.

Сын Божий, Иисус Христос, в Евангелии прямо именуется «Словом»:

      — Иоан. 1, 1-3

Это особенно для нас важно знать, потому что было бы невозможным и сотворение самого мира, если бы не было изначала добровольного желания Сына Божия принести крестную жертву для спасения мира:

      — Колос. 1, 16-20

И стал свет
pinterest button И стал свет Неизвестен, CC BY-SA 3.0

И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро. Это и был первый «день» мира.

Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в.
pinterest button Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в. Неизвестно, CC BY-SA 3.0