Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон.
Икона показывает образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками (Оранта) и с изображением Божественного младенца на груди.
Изображается Богородица как сидящей, так и стоящей.
Икона имеет размеры 59 на 52,7 см. Образ является двухсторонним (на обороте — изображения праведных Иоакима и Анны, стоящих в молении перед Иисусом Христом), имеет древко то есть представляет собой выносную икону.
В XVI века живопись иконы была поновлена (возможным мастером называют архиепископа Макария, будущего митрополита Московского).
От первоначальной древней живописи сохранились только фрагменты мафория и платья Богородицы и медальона вокруг образа младенца Иисуса. Изображение на обороте иконы полностью сохранилось в древней живописи.
Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде.
По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену.
Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому.
В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу.
В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илья ещё в XII веке установил празднование в честь иконы Знамение Богородицы, совершаемое в Русской церкви по настоящее время.
В 1354 году икона была перенесена в Церковь Знамения Богородицы (Знамения Божией Матери), сооружённую по велению архиепископа Моисея.
В 1560 году икона вновь находится в церкви Спаса Преображения, а затем переносится в Знаменский собор. Находившийся на Руси в день празднования иконы Знамение Богородицы Афонский иеромонах Пахомий Логофет написал на этот праздник два канона.
После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей.
15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы РПЦ из Новгородского музея-заповедника.
На Руси были известны многочисленные списки с этой иконы. Некоторые из них почитаются как чудотворные, и названы по месту, где свершилось чудо: Абалакская, Курская, Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая.
30 сентября — 11 октября 2009 года список иконы «Знамение» сделал 176 витков вокруг Земли на российском космическом корабле «Союз ТМА-16». Облёт проходил в рамках проекта «Православная экспедиция» по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла как крестный ход.
Изображения Богоматери, сходные с иконой Знамение, встречаются ещё на заре христианской эры. К наиболее ранним относится изображение Богородицы из катакомбы Святой Агнии в Риме, относящееся к IV веку, где изображена Богородица с Божественным младенцем на коленях.
Далее традиция развивается в византийской иконописи. В Греции подобный образ обычно связан с Рождеством Христовым, и только в русском православии он стал также Знамением, знаком милости Богоматери к людям.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: неизвестен, фото: Хомелка, CC BY-SA 3.0.
Икона Знамение Пресвятой Богородицы
Богоматерь Знамение
Празднование в честь иконы совершается 27 ноября (10 декабря).
«Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери, Святой Госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня. Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так:
«Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов».
И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь Святой Богородице, Матери Божьей. <…>
И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь Святой Богородицы на Десятине. А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили — какая какому городу достанется. И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. <…>
Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен».
— Сказание о битве новгородцев с суздальцами
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.
глас 4
Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало.
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим образ Твой святый,/ имже дивную победу на сопротивныя// граду Твоему даровала еси. Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой честный,/ имже показала еси// преславное знамение.