Введение во храм Пресвятой Богородицы

В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
pinterest button

Введение во храм Пресвятой Богородицы  — христианский праздник, основанный на поздних апокрифах о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

Введение Марии во храм. Тициан  (1490–1576)
pinterest button Введение Марии во храм. Тициан (1490–1576) Тициан (1490–1576), Public Domain

Событие праздника

О событиях, послуживщих основой для праздника, сообщают апокрифы: «Протоевангелие Иакова» (вторая половина II века) и латинское «Евангелие псевдо-Матфея» (IX век).

Введение во храм Пресвятой Богородицы (икона, XVI век)
pinterest button Введение во храм Пресвятой Богородицы (икона, XVI век) неизвестен, Public Domain

Есть также более поздний рассказ о Введении, очень кратко пересказывающий Протоевангелие Иакова, в Минологии Василия II (конец X века).

Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведёт к Тройным воротам ворот Хульды, через которые был проход прямо на площадь перед Храмом. Ворота сейчас замурованы
pinterest button Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведёт к Тройным воротам ворот Хульды, через которые был проход прямо на площадь перед Храмом. Ворота сейчас замурованы Wilson44691, CC BY-SA 3.0

Согласно данным источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет:

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание:

  В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Согласно «Евангелию Псевдо-Матфея»:

Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Ангел питает Марию в Храме (деталь иконы, XVI век)
pinterest button Ангел питает Марию в Храме (деталь иконы, XVI век) неизвестен, Public Domain

Апокрифическое сочинение «Евангелие Псевдо-Матфея» сообщает, что «во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась и возрастала в любви к Богу».

Димитрий Ростовский приводит рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом:

Иероним Стридонский, упоминая посещение Марии ангелом, однако указывает:

«Евангелие Псевдо-Матфея» сообщает, что Мария с утра до третьего часа дня проводила время в молитве, затем до девятого часа занималась рукоделием, а потом вновь молилась, пока ей не являлся ангел с пищей.

Шестичастная икона. Верхняя часть: св. Афанасий, Введение во храм Пресвятой Богородицы, св. Харалампий. Россия, середина 17-го века
pinterest button Шестичастная икона. Верхняя часть: св. Афанасий, Введение во храм Пресвятой Богородицы, св. Харалампий. Россия, середина 17-го века неизвестен, Public Domain

Согласно Протоевангелию Иакова, в Храме Мария находилась до двенадцати лет, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.

Богословское толкование

Наиболее полно богословское толкование введения Богородицы во Храм дано у Григория Паламы в его Слове «На Введение во храм Пресвятой Богородицы». В нём святитель рассказывает историю праздника, приводит своё мнение о причинах избрания Богом Марии матерью Иисуса Христа, а в заключении объясняет причину введения её в Святая святых Иерусалимского храма:

Установление празднования

Введение во храм наиболее поздний двунадесятый праздник. Некоторые исследователи предполагают его появление с построением Юстинианом новой Богородичной церкви в Иерусалиме в 543 году. Но эта версия является лишь гипотезой, не имеющей никаких документальных подтверждений.

Введение Марии во храм. Около 1497. Собор Успения Богородицы, Кирилло-Белозерский монастырь
pinterest button Введение Марии во храм. Около 1497. Собор Успения Богородицы, Кирилло-Белозерский монастырь неизвестен, Public Domain

Первые документальные свидетельства появления праздника Введения это некоторые месяцесловы VIII века, в которых он обозначен. Существуют также две гомилии на этот праздник, приписанные патриарху Герману

Праздник указан в некоторых месяцесловах VIII века, но краткое его описание свидетельствует об отсутствии особой торжественности его совершения. Первые гомилии, посвящённые этому празднику были приписаны константинопольскому патриарху Герману († 733 год), более поздние гомилии написаны патриархом Тарасием († 806 год) .

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Собрание Онасиса
pinterest button Введение во храм Пресвятой Богородицы. Собрание Онасиса неизвестен, Public Domain

Широкое распространение праздник получил только с IX века, стихиры на литии, которого написаны Георгием Никомидийским, появляются и два канона праздника: Георгия Никомидийского и Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского. Однако до XIV века не входил в число двунадесятых. Об этом свидетельствуют указания Феодора Продрома (XII век) и Никифора Каллиста (XIV век). При этом согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI—XIV веков введение Богородицы во Храм отмечалось почти так же торжественно, как и прочие двунадесятые праздники. Но всё же даже в Типиконах XVII века ряд особенностей службы Введения показывают, что статус этого праздника несколько уступает статусу других двунадесятых праздников.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
pinterest button Введение во храм Пресвятой Богородицы неизвестен, Public Domain

Христианские храмы, освящённые в честь этого праздника, именуются Введенскими. В частности, в Москве имеется Введенское кладбище.

Введе́ние во храм Пресвято́й Богоро́дицы
греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ
лат. Praesentatio S. Mariae in templo)

Даты празднования

Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют Введение 21 ноября по юлианскому календарю (в XX—XXI веках 21 ноября по юлианскому календарю соответствует 4 декабря по григорианскому).

В Римско-Католической церкви в настоящее время данный день имеет статус (ранг) памяти и отмечается 21 ноября по григорианскому календарю; в Коптской церкви — 29 ноября.

Иконография

Центром композиции введения Богородицы во храм является фигура Марии, которая изображается значительно меньше других фигур, но при этом она одета в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин.

Рядом с Марией изображаются её родители, приведшие её в храм.

За ними может изображаться процессия дев, сопровождавших Марию по дороге из Назарета в Иерусалим. В храме, символически изображаемом в виде кивория, Деву Марию встречает священник Захария.

Трёхлетняя Мария обычно ведёт себя как маленькая рассудительная женщина — уверенно преодолевает 15 ступенек лестницы, не оборачиваясь назад и вызывая восхищённое изумление первосвященника, который радостно раскрывает ей объятья.

Ступеней 15 — как и псалмов, которые называются восходящими, их произносили паломники, поднимающиеся в храм.

Согласно апокрифическому рассказу изображается лестница, по которой трёхлетняя Мария самостоятельно вошла в Храм. Дополнительно может присутствовать изображение Марии, питаемой ангелом в храме. На иконах данная композиция изображается отдельным клеймом.

В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота приводятся следующие указания по написанию икон, посвящённых данному празднику:

«В глубине храма в дверях с тремя ступенями стоит пророк Захария в иерейской одежде, протянув руки к пресвятой Марии, которая, будучи трёх лет, восходит по ступеням, протянув одну ручку к Захарии, а в другой держа свечу. Позади Неё Иоаким и Анна смотрят друг на друга и указывают на Неё, а подле них стоят девицы со свечами. В одной горнице храма под благолепною сению сидит Пресвятая и принимает хлеб от архангела Гавриила, который, подавая Ей эту снедь, благословляет Её».

Тропарь, кондак и задостойник на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Тропарь праздника, глас 4

Днесь благово́ления Бо́жия предображе́ние и человеко́в спасе́ния пропове́дание в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется и Христа́ всем предвозвеща́ет. Той и мы велегла́сно возопии́м: ра́дуйся, смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

Кондак праздника, глас 4

Пречи́стый храм Спа́сов, многоце́нный черто́г и Де́ва, свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия, днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи, Я́же в Ду́се Боже́ственном, Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии: Сия́ есть селе́ние Небе́сное.

Величание 

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.

holder

Задостойник праздника, глас 4

Я́ко одуше́вленному Бо́жию киво́ту да ника́коже ко́снется рука́ скве́рных, устне́ же ве́рных Богоро́дице немо́лчно, глас А́нгела воспева́юще, с ра́достию да вопию́т: и́стинно вы́шши всех еси́, Де́во Чи́стая.