Родительская суббота

Родительская суббота — в пра­во­слав­ной тра­ди­ции день осо­бо­го по­ми­но­ве­ния усоп­ших пра­во­слав­ных хри­сти­ан и, пре­ж­де все­го, сво­их по­чив­ших ро­ди­те­лях (пред­ках)

pinterest button

Канонические дни посещения могил предков и других родственников, где совершаются панихиды.

В Православной церкви

Днями особого поминовения усопших в Православной церкви являются пять родительских суббот:

  1. Мясопустная вселенская родительская суббота (суббота за 2 недели до Великого Поста);
  2. Троицкая вселенская родительская суббота (суббота перед днем Святой Троицы, на 49-й день после Пасхи);
  3. родительская 2-я суббота Великого Поста;
  4. родительская 3-я суббота Великого Поста;
  5. родительская 4-я суббота Великого Поста.

В богослужебном уставе Православных церквей каждый из дней недели посвящён воспоминанию Креста Господня, ангелов и архангелов, Иоанна Предтечи и т. д. В субботу совершается память всех святых и всех усопших православных христиан. Богослужебный устав предписывает совершать поминовение всех «от века преставльшихся православных христиан». Церковь установила частные и общие дни поминовения усопших. Дни особого общего поминовения усопших называются «родительскими субботами». В эти дни совершается особое поминовение усопших православных христиан.

В Православной церкви существуют две версии, которые объясняют, почему эти субботы называются родительскими:

  • потому что каждый человек поминает, прежде всего, своих самых близких людей — родителей;
  • название этого дня происходит от наименования всех покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли.

Вселенские родительские субботы

В всех православных церквях две субботы посвящены поминовению всех без исключения усопших православных христиан — вселенская панихида:

  • Мясопустная суббота — в субботу перед Неделей о Страшном Суде. Поминовение всех усопших верных перед воспоминанием Второго пришествия Иисуса Христа коренится в первых веках христианства. В этот день, как бы предшествующий Страшному суду, христиане просят Иисуса Христа «явить всем усопшим Свою милость в день нелицеприятного воздаяния».
  • Троицкая суббота — в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти так же уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет день воспоминания Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало Апостольского поста.

Родительские субботы Великого поста

Родительские субботы, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста. Эти субботы установлены, чтобы не лишить усопших своего «предстательства» на протяжении Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной литургии, которая в Великий пост совершается не каждый день.

Субботы малых постов

К ним относятся последние субботы перед Рождественским, Апостольским и Успенским постами.

Частный родительский день

Частный родительский день — это день, когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. В этот день принято поминать усопших родителей в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях.

Дмитриевская суббота — в субботу, перед 26 октября (8 ноября), днём памяти святого Димитрия Солунского. Эта суббота была посвящена памяти павших в Куликовской битве православных воинов, но в Русской православной церкви стала днём памяти всех усопших в вере.

В середине XIX века святитель Филарет (Дроздов) писал: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского». В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Достоверность этой легенды о церковном начале «Дмитриевской родительской» вызывала возражение у некоторых исследователей: октябрьский поминальный день, истолковываемый церковью как день молитв о павших за Русь в 1380 году в боях с татарами, приходится вовсе не на тот месяц, в котором Дмитрий Донской разгромил полчища Мамая. Мамаево побоище было 8 сентября, поминальный же день по русским воинам приурочивается к 26 октября, то есть ко времени, когда в средней и особенно в северной России твёрдо осознаётся наступающая зима.

Стоит отметить, что в богослужебном уставе Дмитриевская суббота не упоминается, нет её и в церковных установлениях Элладской (Греческой) Церкви. В богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. С этим днём связаны некоторые народные традиции, имеющие дохристианское прошлое. Так архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян.

Названия

Роди́тельская суббо́та
Вселе́нская панихи́да
(греч. Παράσταση — «ходатайство»
греч. Ψυχοσάββατο — «суббота душ»
рус. поминащая суббота
серб. мртва субота, задушнице
укр. поминальна субота, батьківська субота, діди
белор. дзяды
болг. задушница)

Существуют две версии, которые объясняют, почему субботы (когда совершается особое поминовение усопших) называются родительскими:

  • Так как каждый человек поминает, прежде всего, своих близких людей — родителей;
  • Название этого дня происходит от наименования покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли. Родительские дни, как правило, являются субботами, потому что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам — день субботы, как день покоя, есть наиболее приемлемый для моления об упокоении умерших со святыми.