Почему я должен отвечать за грех Адама?

Ну, пусть мои прародители согрешили. Но почему я должен отвечать за их грех, ведь не я же тогда нагрешил! 

«Сотворение Евы и Изгнание из рая», Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508—1512 гг.
pinterest button

Почему я должен за это отвечать? Мой отец украл корову, а меня должны за это судить? Где же справедливость? О милосердии уж и говорить не приходится... 

А ты и не должен, и вот почему.

Исторически сложилось так, и мы не ищем здесь тому причин, что слово «грех» (как и слово «церковь») является многозначным словом — омонимом. Различают:

  1. Личный грех.
  2. Родовой грех.
  3. Первородный грех.

Личный грех

С личным грехом как будто ясно. Это то зло, которое я причинил себе. Последствия этого зла заставляют меня страдать. Мы говорим — отвечать за совершенный грех, нести за него «наказание» в этом мире (на самом деле — пожинать неотъемлемые закономерные последствия причинения зла самому себе, например, по пьяни замерзнуть зимой под забором или разрушить семью ради «половых свобод» или лечить простатит и геморрой того же ради). Во всяком случае, ответственность за лично тобою совершенный грех совершенно понятна и согласуется с нашей совестью — сам виноват, сам и отвечай.

Родовой грех

А что такое родовой грех? Если понаблюдать за детьми, можно увидеть интереснейшую вещь. Оказывается, вновь рожденный человек уже имеет какие-то черты характера, которые он не получал от воспитания, а прямо вместе с ними и родился. Наверняка, читатель, тебе приводилось видеть карикатурно скупых мальчиков или неумеренно кокетливых девочек. Детишки порой и знать не знают, что такое жадность или блуд, и примеров неоткуда им взять, но уже ведут себя так. В чем дело? Откуда это?

Родовой грех — это соответствующее повреждение в роду, которое появилось вследствие того, что родители были одержимы какой-либо греховной страстью. Человек при этом не отвечает за родовой грех, он только страдает от него. Последствия родового греха как правило затухают в течение трех-четырех поколений (до семи во всяком случае). А если в роду появляется человек, который может бороться с родовым грехом (например, победить в себе склонность к зависти), то и раньше. 

Родовой грех напоминает нам о согрешении (личном грехе) наших родителей, дедов, которые может быть уже умерли, но мы нашей молитвой об усопших и нашей борьбой с родовым грехом можем помочь их посмертной участи.

Первородный грех

Первородный грех — это личный грех первочеловеков, за который мы не несем ответственности точно так же, как и за личные грехи родителей в случе родового греха.

Личный грех Адама имел особые последствия для мира. Богоотступничество первородителей повредило человеческую природу как таковую и люди стали не только смертными, но и противоречивыми, нецелостными, разделенными в самих себе. Ум, сердце и тело разделились между собой, каждое приобрело как бы собственную волю, которые раздирают человека, заставляя совершать его то добродетель, то грех. Возникло зло как мера отступленния от добра.

«Сотворение Евы и Изгнание из рая», Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508—1512 гг.
pinterest button «Сотворение Евы и Изгнание из рая», Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508—1512 гг.

В мире существует стройная система законов, которые имеют свою иерархию. Например, законы биологического строения опираются на законы химии, а те, в свою очередь, на законы физики. Нарушение высшего духовного закона связи с Богом привело к повреждению (по цепочке сверху вниз) всех законов мироздания. В мире появилось тление, смерть других живых существ, появилась пищевая цепочка, когда для того, чтобы жить, надо убивать. Для поддержания функционирования нетривиальных сложных систем требуется повышение энтропии окружающей среды, и в первую очередь — информационной. 

Таким образом, падение прародителей имело для мира последствия повреждения. В этом поврежденном мире, с нашей поврежденной первородным грехом человеческой природой, мы и живем. При этом за личный грех Адама мы не несем ответственности, мы только страдаем от него.