Что такое Церковь?

Коммерческая организация, ставящая целью извлечение прибыли своим учредителям на основе эксплуатации религиозных чувств верующих и всячески возгревающая оные? 

Вечеряет Господь со учениками Своими. Икона XIX в.
pinterest button

Слово «церковь» это многозначное слово-омоним. И означает разное в зависимости от контекста. Контекст верно может различить тот, кто знаком с проблемой. Для большинства же церковь — это прежде всего организация. Вот два самых расхожих мнения о церкви:

  1. Коммерческая организация, ставящая целью извлечение прибыли на основе эксплуатации чувств верующих.
    На самом деле это не мнение, поскольку составлено без изучения вопроса, а просто оскорбление, иногда ангажированное.
  2. Некоммерческая организация, доводящая до верующих постановку задачи личного спасения и указывающая путь к нему (спасению).
    Ну вот это уже мнение, конечно. Правда обычно к этому мнению присовокупляют либо эфемерность угрозы, от которой надо спасаться, либо лживость в указании пути спасения.

Однако все это не то и не совсем то. Эпоха русского религиозного вырождения дала нам несколько определений, что такое церковь, и вот среди них:

  1. Пространный катехизис: «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верою, Законом Божием, священноначалием и Таинствами».
  2. Митрополит Макарий: «Церковь есть общество православно верующих и крестившихся во Иисуса Христа».
  3. Архиепископ Филарет Черниговский: «Церковь есть общество верующих во Христа, установленное Господом, соединенное Словом Божиим, Таинствами, священноначалием».
  4. Митрополит Платон Левшин: «Это собрание человеков, во Иисуса Христа верующих есть и называется церковь».

К сожалению, эти определения касаются внешней стороны вопроса и мало отражают внутреннюю суть. Например, под последней формулировкой любой протестант с радостью подпишется, поэтому нам крайне необходимо получше разобраться в теме и попытаться приблизиться к истине настолько, насколько это вообще в человеческих силах.

Прежде всего бросается в глаза, что Церковь — это предмет веры. «...Верую в единственную святую, соборную и апостольскую Церковь...». А вера, как говорят, это уверенность в невидимом. Правда, интересно? Неужели мы Церковь не видим? А что мы тогда видим? А во что мы тогда должны верить, в какую-такую невидимую реальность?

Важность вопроса вытекает хотя бы уже из того, что вера в Церковь — один из догматов православия, количество которых очень невелико и умещается на половине тетрадного листка (всю православную догматику у нас любая бабушка в платочке наизусть знает, потому что на каждой литургии её поет).

Итак, Церковь — в первую очередь не общество людей, а в первую очередь то духовное единство, которое присуще множеству лиц, единство Божьей благодати, которому это множество лиц покоряется — т.е. тех, кто живет (искренно пытается жить) по Евангелию.

Более строго. Церковь установлена Христом. Не общество апостолов образовало церковь, а Дух Пятидесятницы, сошедший на всех, бывших там, образовал их в церковь. Единство Духа образовало их в церковь. До этого были ученики (апостолы) Христа? Были. Церковь? Нет. Когда началась Церковь? Когда единый Дух почил на них и соединил их в Церковь. То есть Церковь, повторим, это есть единство Духа Божия в людях. Какого Духа? Святого, Духа Пятидесятницы, Который всё множество учеников Христовых образовал в единое тело Церкви.
Церковь не возникает от того, что собрались люди, объединенные единоверием и единомыслием. Нет-нет! Церковь создана Христом, а люди могут войти в нее вторым рождением — крещением.

Ну а как же церковь — организация? Она нужна? Оказывается, да. Откуда приобретает человек веру? От слышания: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Церковь-организация хранит слово Божие: Писание и Предание. Церковь-организация хранит апостольскую преемственность рукоположений — от Св. Духа Пятидесятницы, через апостолов, епископов и до каждого православного священника современности. Дисциплина церковная нужна? Конечно. Система духовного образования нужна? Естественно! Здание храма, где можно собраться для общественной молитвы, получить дары Св. Духа в Таинствах, это здание — нужно? А как же иначе? Всем этим занимается церковь-организация.Итак, церковь есть Тело Христово, а верующие — члены этого Тела. Богочеловеческий организм — вот это и есть Церковь, единственная и неповторимая. Церковь — единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.

Кто член церкви-организации? Тот, кто правильно крещен и не отлучен. Кто первый (наибольший) в церкви-организации? Патриарх или папа римский. За ними епископы, викарии, духовенство, диаконат, миряне.

А кто член Церкви — Тела Христова? Человек, крестясь, входит в Церковь, а согрешая — отлучает себя от нее, ибо не может грех быть частью Церкви, частью Тела Христова, поскольку грех не имеет в себе Святого Духа, а имеет в себе Его отсутствие и больше ничего. Искренним покаянием этот же человек воссоединяется с Церковью. Итак, кто член Церкви — Тела Христова? Не знаю... Я же не могу заглянуть в сердце...

А кто первый (наибольший) в этой Церкви? Не знаю! Быть может, именно вот этот всеми ненавидимый налоговый инспектор. Или презираемый бомж. По крайней мере, в истории Церкви такие случаи встречаются неоднократно.

Теперь мы не запутаемся, есть два понимания церкви. С одной стороны, понимание церкви как организации, с другой стороны как Тела Христова. Это существенно различные понятия. Церковь — Тело Христово существует как бы внутри защитной оболочки церкви — организации. А человеки спасаются в лоне Церкви — Тела Христа.