Александр Сергеевич Пушкин

«Храм, в котором венчались Пушкин и Гончарова», — так москвичи называют  храм Вознесения  в Сторожах у Никитских  ворот

Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным. Холст, масло. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург.
pinterest button

В народной молве соединились воедино  название храма  и имя великого русского поэта. 

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского. Пушкин: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»
pinterest button А.С. Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского

Поэт и праздник Вознесения Господня

Александр Сергеевич и сам глубоко осознавал связь своей судьбы с праздником Вознесения. Поэт родился в  праздник Вознесения Господня 6 июня  (26 мая) 1799 г., и, по замечанию историографа П. В. Анненкова:

Предполагал Александр Сергеевич Пушкин, что на праздник Вознесения  и умрёт (а умер  в день блаженной памяти святого Ефрема Сирина).

Венчание

Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову  в 1829 г.,  сделал ей предложение, два года проходил женихом и, наконец, добившись согласия на брак, стал  выбирать храм для венчания.

Но по воле ли Господней или по желанию самого митрополита Московского и Коломенского, духовно окормлявшего  поэта, их венчание состялось в еще недостроенном храме «Большое Вознесение» у Никитских  ворот 18 февраля 1831 г.   

Портрет Н. Н. Пушкиной работы Александра Брюллова (1831—1832 гг.)
pinterest button Портрет Н. Н. Пушкиной работы Александра Брюллова (1831—1832 гг.)

В церковной метрической книге, второй её части «О бракосочетавшихся», была сделана следующая запись:

Посаженым отцом невесты был И. А. Нарышкин, сенатор, тайный советник, дядя Н. Н. Гончаровой; посаженой матерью — А. П. Малиновская, жена начальника Московского архива иностранных дел. Семью Малиновских, хороших знакомых родителей Пушкина, поэт, бывая в Москве, неоднократно посещал. 

Посаженым отцом жениха был  князь П. А. Вяземский,  посаженой матерью – Е. П. Потемкина, жена гвардии поручика графа С. П. Потемкина, поэта и драматурга. После венчания  в церкви новобрачные отправились на Арбат, где в снятой и отделанной заново квартире их встречали с образами.

Из-за большого стечения любопытных, на венчание Александра Сергеевича и Наталии Николаевны была вызвана полиция.

«Дурные приметы»

В воспоминаниях современников,  венчанию  Пушкиных сопутствовал  полный «набор» дурных примет.

Один из мемуаристов писал, что Пушкин уронил крест, другой – что упало ещё и святое Евангелие, и, кроме того, погасла свеча,  а шафер Пушкина устал держать венец и  попросил смену (современные «исследователи» добавили ещё и упавшее обручальное кольцо).

Однако, несомненно, что все эти  мемуары были записаны по прошествии  многих-многих  лет,  и являются попытками объяснить злосчастную судьбу поэта, так сказать, задним числом.

Сам Пушкин после  свадьбы писал о том, что он  очень счастлив.

Дом Гончаровых

Видимо, предчувствуя, что событие это привлечёт к себе повышенное внимание публики, А.С. Пушкин  первоначально предполагал обвенчаться в домовой церкви князей Голицыных на Волхонке.  Но  правящий архиерей, святитель  Филарет, в ответ на поданное ему прошение о венчании властной рукой перенёс венчание в Вознесенский храм. Bозможно, сыграло роль   то обстоятельство, что Гончаровы жили недалеко, на Большой Никитской улице,  имели там собственный дом, купленный еще во времена процветания семьи, и были прихожанами храма.  

Дом не сохранился, на его месте сейчас находится посольство Испании. Сохранился рисунок, сделанный А.П. Васнецовым в 1880-х годах. Большая усадьба с барским домом и флигелями (все постройки деревянные) занимала  чуть ли не целый квартал между Большой и Малой Никитскими, вдоль Скарятинского переулка. Вероятно, при усадьбе был и небольшой сад.

Автопортрет
pinterest button Автопортрет

В доме на Никитской много раз бывал Пушкин, а в одном из писем жене он писал, что живет на антресолях гончаровского дома. 

Память

Ежегодно 8 июня и 10 февраля в храме «Большое Вознесение» совершается панихида по великому русскому поэту А.С. Пушкину.

Фонтан

В 1999 г.  храм «Большое Вознесение» стал одним из центров торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. 

Вблизи храма по проекту архитекторов  Михаила Белова и Максима Харитонова  был  сооружён фонтан.

Фонтан-ротонда «Наталья и Александр»
pinterest button Фонтан-ротонда «Наталья и Александр»

Он имеет вид  круглой беседки с колоннами, которую венчает золотого цвета купол.  В центре фонтана, внутри беседки,  установлена скульптурная композиция, изображающая А. Пушкина и Н. Гончарову.

На постаменте бронзовая пластинка с надписью «Фонтан-ротонда „Наталья и Александр“ открыт Правительством города Москвы 6 июня 1999 года в честь 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина».

Автор  композиции — скульптор Михаил Дронов.

Годы жизни: 26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург

Полезная информация

Александр Сергеевич Пушкин

Пушкин и святитель Филарет

Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский  пастырски заботился о  поэте, они даже вели между собой духовный диалог. Самой известной страницей этого диалога являются два стихотворения, одно, написанное А.С.Пушкиным  в минуты горестных сомнений в  1828 году, в  день рождения:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль  зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Вот ответное пастырское вразумление святителя Филарета поэту, впадающему в грех отчаяния,  строгое напоминание о Творце:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум, —

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.

Пушкин не остался равнодушным к ответу Владыки,  в письме к  Е.М. Хитрово, он напишет по-французски:

«Стихи христианина, русского архиерея в ответ на скептические куплеты! Да ведь это в самом деле находка!» ( в другом переводе  - «удача»).

Исследователь поэзии  А.С.Пушкина  В. Бурсов в  XX веке писал:

«К кому, собственно, относятся  приведенные слова Пушкина – к Филарету  или же  к самому себе?  Ну, конечно же, к самому себе. Они именно для него находка, повод для развития темы, затронутой в стихотворении  «Дар напрасный, дар случайный…».

Впрочем, чуть раньше этой теме посвятил  Пушкин знаменитое «Воспоминание», в котором пишет, что «с отвращением читает жизнь свою».  Вот приближалась его 30-я годовщина. В его понимании – возраст критический… Как он прожил ответственейший период в жизни своей?! И вдруг он ужаснулся того, каким получился итог…. Далее «Дара напрасного, дара случайного…» пойти не захотел, да и отпала всякая необходимость в том, чтобы продолжать движение в том же направлении».

Пушкина наверное  потрясло такое участие в его судьбе высокопоставленного первоиерарха русской церкви, самого митрополита Филарета. Человек высочайшей духовности и таланта, он назвал в своем ответном послании истинный источник  духовной смуты, гибельной для души поэта. Пушкин не мог не оценить и талант стихотворца, который виден  в этом послании, талант, от которого так легко отрекся митрополит Филарет во имя более высокой миссии. Было в его ответе и уважение к творчеству поэта, выразившееся в том, что митрополит вел диалог с Пушкиным на его языке, на языке высокой поэзии. А еще Александр Сергеевич понял, что это Господь подал ему помощь и утешение через этого человека, и направил на верный путь…

И в душе гениального поэта произошел благодатный переворот.  После этого свершившегося  переворота настанут  счастливые времена  и «Болдинской осени», по признанию пушкиноведов, - вершины творчества А.С. Пушкина,  и счастливого супружества с Наталией Николаевной, подарившей ему в браке четверых детей.

Тогда же, продолжая диалог, Пушкин написал 19 января 1830 года:

В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

Несомненно, что А.С.Пушкин правильно принимал  и чувствовал  богообщение. Известно, что  он самостоятельно изучал писание, чтил «обычаи родной старины», ходил в праздники в церковь. И стихи, написанные им, полны отсылками к фрагментам текстов и песнопений, звучащих на православном богослужении.