Мария Николаевна Ермолова

Одна из талантливейших актрис в истории Малого театра, по словам Станиславского — величайшая из виденных им актёров

М.Н. Ермолова в роли Евлампии в комедии А.Н. Островского «Невольницы», 1880-е
pinterest button

Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924). С 1935 года её имя носит Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой.

Муж — Николай Петрович Шубинский (1853—1921) — депутат Государственной думы III и IV созывов, известный московский присяжный поверенный, юрист и адвокат.

Биография

Мария Ермолова родилась в Москве 3 (15) июля 1853 года в семье суфлёра Малого театра Николая Ермолова; дед Алексей Семенович Ермолов был в свое время крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и своих детей устроил на то же поприще. Его сын Николай Алексеевич, прежде чем стать суфлёром, был драматическим артистом и автором нескольких водевилей, шедших на сценах Московской императорской труппы, однако известно, что особым талантом его творчество не отмечалось.

Почтовая марка СССР, 1957 год
pinterest button Почтовая марка СССР, 1957 год Post of USSR, Public Domain

В 1862 году Мария поступила в балетный класс Московского театрального училища. Однако способностей к балету она не обнаружила. В то же время, участвуя в массовых сценах балетов, опер и драматических спектаклей, Ермолова становилась свидетельницей творчества крупнейших мастеров сцены. В свободные вечера ученицы училища разыгрывали спектакли, в которых раскрывалось большое драматическое дарование Ермоловой.

В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном увлечении дочери драматической сценой, разрешил ей сыграть на своём бенефисе роль разбитной девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского. Это была первая её роль, но она не принесла ей успеха.

В 1870 году Надежда Медведева решила дать Ермоловой главную роль в своем бенефисе. В спектакле «Эмилия Галотти», премьера которого состоялась 30 января 1870 года, Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность. Этот спектакль пользовался огромным успехом.

М.Н. Ермолова в роли Евлампии в комедии А.Н. Островского «Невольницы», 1880-е
pinterest button М.Н. Ермолова в роли Евлампии в комедии А.Н. Островского «Невольницы», 1880-е   unknown, Public Domain

В 1871 году Ермолова закончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В первые годы Ермоловой не поручали серьёзных ролей, ей приходилось играть роли легкомысленных барышень в комедиях и водевилях. Дарование Ермоловой, главным образом трагическое и героическое, не получало своего раскрытия.

В 1870—1880 знакомится с многочисленными деятелями культуры и литературы, пишет выступления для вечера встреч. О ней стала писать критика. Однажды знакомится с актёром Шубинским, своим будущим мужем. Он заканчивает юридический факультет, собираясь посвятить праву свою будущую деятельность. Но он посещает много нелегальных встреч, и за ним устанавливается слежка. С 1870-х Ермолова начинает играть настоящие роли, которые ей интересны, которые её увлекают.

Тверской бульвар в Москве. Б. усадьба Н. П. Шубинского, современный музей Марии Ермоловой
pinterest button Тверской бульвар в Москве. Б. усадьба Н. П. Шубинского, современный музей Марии Ермоловой Shakko, GNU 1.2

В 1873 году Ермолова исполнила роль Катерины в пьесе «Гроза». Работа над этой ролью продолжалась несколько лет. Катерина Ермоловой поднималась над бытом, жила в своём мире любви и мечтаний; это была русская женщина, исполненная внутренней силы и готовности к героическому самопожертвованию.

Спустя три года на своём бенефисе Ермолова играла Лауренсию в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Вот что писал об этой роли Н. И. Стороженко:

В 1890-е играет пьесы символистов: Гауптмана, Ибсена, Горького. Играет Вассу Железнову в одноименной пьесе М. Горького о противостоянии двух женщин разного времени — Вассы и Рахиль. Ермолова играет Вассу старую и мудрую. Много занималась в училище с актёрами. Получила звание народной артистки. В 1921 умирает муж и спустя 2 года в 1923 актриса уходит со сцены. Она была одинока, мало кого принимала. В 1928 году уснула и больше не проснулась.

Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино. Впоследствии перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ.

Годы жизни: 3 (15) июля 1853, Москва — 12 марта 1928, Москва

Полезная информация

Мария Николаевна Ермолова

Память

  • В 1986 году в особняке на Тверском бульваре — памятнике истории, построенном в 1773 году, где жила великая актриса, был создан Дом-музей М.Н. Ермоловой — филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина
  • Имя Ермоловой носит расположенный на Тверской улице Московский драматический театр.
  • В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ермоловой.

Роли в театре

  • 1866 — «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского — Фаншетта
  • 1870 — «Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга — Эмилия Галотти
  • 1871 — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина — Лидочка
  • 1871 — «Тартюф» Мольера — Марианна
  • 1873 — «Гроза» А. Н. Островского — Катерина
  • 1876 — «Овечий источник» Лопе де Вега — Лауренсия
  • 1876 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева
  • 1877 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Юлия Тугина
  • 1878 — «Ричард III» У. Шекспира — леди Анна
  • 1878 — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия (затем в 1891 г.)
  • 1879 — «Уриэль Акоста» Гуцкова — Юдифь
  • 1879 (?) — «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева — Лонина
  • 1879 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Лариса
  • 1879 — «Мария Тюдор» В. Гюго — Мария I Тюдор
  • 1881 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Негина
  • 1883 — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Параша
  • 1883 — «Невольницы» А. Н. Островского — Евлалия
  • 1884 — «Орлеанская дева» Ф. Шиллера — Иоанна Д’Арк (играла эту роль 18 лет)
  • 1886 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Мария Стюарт
  • 1886 — «Звезда Севильи» Лопе де Вега — Эстрелья
  • 1887 — «Зимняя сказка» У. Шекспира — Гермиона
  • 1889 — «Татьяна Репина» А. С. Суворина (об актрисе Евлалии Кадминой), поставлена 16 января в Малом театре — Евлалия Кадмина
  • 1889 — «Эрнани» В. Гюго — донья Соль
  • 1890 — «Федра» Ж. Расина — Федра
  • 1892 — «Сафо» Ф. Грильпарпера — Сафо
  • 1896 — «Макбет» У. Шекспира — леди Макбет
  • 1902 — «Кориолан» У. Шекспира — Волумния
  • «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина
  • «Приведения» Х. Ибсена — фру Альвинг
  • «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского — царица Марфа
  • 1918 — «Декабрист» П. П. Гнедича — княжна Плавутина-Плавунцева