Ветер перемен (1980-ые)

Время запустения и разрушения храмов все-таки подходило к концу

Начало работ по восстановлению храма
pinterest button

В 1980-е годы  повеял ветер перемен, началась переходная эпоха —  уцелевшие храмы превращали в культурные учреждения: кинотеатры, концертные залы,  архивы, книгохранилища и даже музеи. Это позволило, по крайней мере, сохранить оставшиеся храмы от полного уничтожения.

Арендаторы освободили помещение  храма «Большое Вознесение» в 1987 году. Большую помощь в этом оказал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) — после его вмешательства лабораторию выселили.

Концертный зал

Однако верующим храм был передан далеко не сразу и не без борьбы.  Власти собирались сделать из храма концертно-выставочный  зал. По решению Моссовета от 6 августа  1986 года ГлавАПУ (архитектурно-планировочное управление) было поручено подготовить документы для превращения «Большого Вознесения» в  концертный  зал, а Главному управлению культуры совместно с «Москонцертом» составить план выступлений артистов.

Устроителей не волновало ни то, что зал получился бы слишком маленьким, ни то, что храм нуждался в серьезном ремонте. Наоборот, планировалось даже, что специальная подземная галерея соединит его с домом на улице Герцена, а в подвале церкви разместятся кафе, бар, видеосалон, другие увеселительные заведения.

Община церкви

Нов борьбу за судьбу храма вступила новая сила — община церкви. В конце 80-х подобные общины, создаваемые  по требованию людей, пришедших к вере еще в годы атеизма и гонений на церковь, развернули свою деятельность. Они начали проводить общественные мероприятия, концерты, встречи, благотворительные вечера и собирать подписи за открытие храмов. 

Передача храма верующим

К 1990 году обследование было закончено, и Моссовет вернул храм верующим. Наступало время, когда православная Москва стала восставать из пепла и руин.

Сейчас принято пользоваться словом «волонтёр» для обозначения человека, который безвозмездно и добровольно трудится на благо других.   

В конце 1980-х годов такого слова  в русском языке еще не было, зато были люди, которые в свободное от основной работы время надевали рабочие рукавицы, брали лопаты и носилки и освобождали от мусора очередной исторический объект — храм, монастырь или усадьбу. Высшей наградой для них было вручение значка члена ВООПИиК.

Одна из таких групп добровольцев, в которую входили архитекторы, художники, журналисты, преподаватели и люди других профессий, далёких от строительства, взялась за расчистку и восстановление храма «Большое Вознесение». В дальнейшем многие из этих энтузиастов вошли в церковно-приходской совет храма и до сих пор успешно трудятся на его благо. 

В те годы в  ВООПИиК,е за этот храм «отвечал» энергичный, смелый и глубоко верующий человек, Валерий Павлович Калинин, физик по образованию. Его судьба до последних дней — в год празднования 20-летия «Большого Вознесения» Валерий Павлович ушел из жизни — была связана с храмом, где он работал казначеем.

К той же группе активистов принадлежала и художница Ольга Валентиновна Цельмер. Она очень скоро была назначена старостой храма «Большое Вознесение» и несет это нелегкое послушание по сей день.

Среди первых пришёл и художник Алексей Валерьевич Артемьев, которому удалось  проделать за эти годы титанический труд по реставрации и восстановлению настенной живописи.

В нашей книге еще не раз прозвучат имена этих и многих других людей, послуживших на благо храма и ставших надежной опорой его бессменному настоятелю протоиерею Владимиру Дивакову.

ВООПиК

Большой поддержкой в деле спасения храмов стала работа ВООПиК —  Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. Это общественное движение, возникшее в период «оттепели» 60-х годов, объединяло тех, кто вставал на защиту от разрушения исторических зданий и сооружений.

ВООПиК был едва ли не единственной легальной формой протеста против сноса и разрушения церквей, среди его активистов было немало верующих людей.

 После того, как  решение о создании концертного зала всё же исполкомом Моссовета было принято,  ВООПиК  и инициативная группа верующих потребовали проведения еще одной экспертизы состояния храма.  Началось обследование  храма коллективом реставраторов мастерской №13 «Моспроекта-2»,  в результате которого было вынесено решение, что переделка под концертный зал нанесет непоправимый ущерб храму, как выдающемуся памятнику  архитектуры.