Отпевание Ермоловой (1928)

Недалеко от храма, на Тверском бульваре, стоит особняк, в котором жила великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова

Портрет кисти Валентина Серова, 1905 г.
pinterest button

Едва ли не последний раз перед закрытием, в храме Вознесения  Господня в Сторожах множество москвичей  собралось 12 февраля 1928 г., чтобы проститься с великой русской драматической актрисой Марией Николаевной Ермоловой

Недалеко от храма, на Тверском бульваре, стоит особняк, в котором долгие годы жила великая русская драматическая актриса Мария Николаевна Ермолова.

Здесь она умерла, отсюда 12 (ст. ст.) февраля 1928 года гроб с ее телом перенесли в храм «Большое Вознесение».

«Бульвар, обе Никитские, площадь, сад и подъезд «Большого Вознесения» были переполнены народом», — вспоминала дочь М.Н. Ермоловой, М. Зеленина. 

Ермолова, так же как и  многие другие  выдающиеся деятели театра, актёры и музыканты — дирижер Большого Театра Н. Голованов, певица А. Нежданова, актёры А. Южин, А.Истомин, Г. Федотова, А. Яблочкина, — являлась  духовным чадом  и близкой  знакомой  епископа Трифона.

Архиепископ Трифон (Туркестанов)
pinterest button Архиепископ Трифон (Туркестанов)

Он обратился к прихожанам с такими словами:

Похоронена М.Н.Ермолова была  у храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, но после ликвидации кладбища большевиками её прах переместили на предназначенное для погребения «лиц с общественным положением» Новодевичье кладбище. 

Известно, что митрополит Трифон (князь Туркестанов)  отличался глубоким аскетизмом и  его интерес к  литературе, музыке и театру может показаться несколько необычным. 

Ведь церковь с ранних времен предупреждала о духовной опасности и соблазнах, скрытых в сценических действиях и самом актерском мастерстве.

Прислушаемся, однако, к мнению православного богослова  архимандрита Киприана (Керна), который  писал:

«Наиболее, конечно, острым является вопрос о театре… Сами артисты очень часто были и бывают глубоко религиозными людьми (Савина, Ермолова, Бутова, Садовская и др.), служившими своему искусству как виду художества, тут всякие обобщения должны быть сделаны с особой осторожностью».