Храм во второй половине XIX в

В путеводителях по Москве XIX в. неизменно  указывалось, что храм Вознесения Господня у Никитских ворот  пользовался особой популярностью у московской интеллигенции, жившей в центре

Перспектива Спиридоновки. Фото конца XIX в.
pinterest button

Постепенно установилась традиция, по которой в храме Вознесения у Никитских  ворот стали отпевать  прославленных представителей московского театрального мира.

В 1863 г. здесь отпевали великого русского актёра Михаила Семёновича Щепкина (1788–63).  С этого времени и до сегодняшнего дня история храма «Большое Вознесение» стала переплетаться с историей театра и русской музыки — как церковной, так и светской.     

В 1883 г. настоятелем храма Вознесения Господня у Никитских ворот стал отец Иоанн Дмитриевич Арбеков, к слову сказать, — преподаватель музыкальных предметов. Жил он рядом с храмом, был владельцем  дома 40 на Большой Никитской (по данным на 1912). 

Храм в конце XIX в.
pinterest button Храм в конце XIX в.   неизвестен, Public Domain

Протоиерей Иоанн Дмитриевич Арбеков (1857—1916) окончил Казанскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1882), получил ученую степень магистра богословия. Состоял на службе в Московской духовной консистории, был благочинным церквей Никитского сорока I отделения (1910-е).

Известно также, что  протоиерей Иоанн Арбеков был депутатом Московской городской Думы, на заседаниях которой выступал не часто, но если надо было защитить интересы духовенства, всегда брал слово.

Как преподаватель он вел  цикл научных и музыкальных предметов в Управлении Московским синодальным хором, училищем церковного пения и недвижимым имуществом Святейшего Синода в Москве и ее окрестностях, членами наблюдательного совета которого в звании свободных художников состояли П. И. Чайковский,  А. С. Аренский и  С. И. Танеев.

Преподавал также Закон Божий в Александровско-Тверском городском начальном женском 4-классном училище и в Миусском женском училище.

Отец Иоанн был одним из двух уполномоченных в Москве Императорского православного палестинского общества, которое  занималось организацией паломнических поездок на Святую Землю. За ревностное исполнение обязанностей   уполномоченного  он был награжден 11 мая (28 апреля) 1903 года саном протоиерея.

В Москве паломническую книжку можно было получить  в двух местах:  у отца Иоанна Арбекова  в храме Вознесения, или  у протоиерея Константина Петровича Зверева, в доме генерал-губернатора. 

Из книги воспоминаний «Зеленая змея» художницы и поэтессы Маргариты  Сабашниковой (1882-1973)

«В Москве, там, где Большая и Малая Никитские улицы клинообразно сходятся перед входом в церковь Вознесения, стоял наш дом…

Из двух больших окон верхней залы была видна церковь. Она замыкала вид, открывавшийся  из наших окон на восток; большая белая, в стройных греческих формах, увенчанная сферическим серебряным куполом, она как будто вдвигалась к нам  из вечности. Мне она  представлялась продолжением нашего дома в другой мир.

Колокольня, непосредственно примыкавшая к нашему двору и от старости покривившаяся, принадлежала к древнейшим  памятникам  ярославского зодчества в Москве.

Два куба – один побольше,  другой поменьше – на них восьмиугольная башенка; высокая  восьмискатная  кровля опиралась на арочки  и витые колонки и прорезывалась отверстиями, защищенными навесами; весь вид её  навевал чувство  сердечной теплоты  и благочестия.

Если колокольня  представлялась органически вырастающей из земли и устремляющейся  к небу, то  сама церковь, в своих простых формах – сферический  блистающий купол на белом кубе стен – победно соединяла и то и другое: небо и землю».