Программа росписей

Несколько слов о программе росписей храма «Большое вознесение»

После завершения реставрации росписей купола и ротонды. Художник-реставратор Алексей Валерьевич Артемьев ( в середине), слева бывший староста храма Валерий Павлович
pinterest button

Подкупольная часть — ротонда

1. Нижний пояс без живописи. Высота 6 м, оформлен зеркалами и колоннами из искусственного мрамора.

2. Выше — массивный карниз, а над ним на трапециевидных акустических экранах в рамах — четыре Евангелиста с символами.

3. Затем пояс, состоящий из шести композиций с орнаментальными вставками между ними. В композициях изображены сюжеты, связанные с сорокадневным пребыванием Спасителя на земле, между Воскресением и Вознесением:

  • на восточной стороне — Воскресение Христово;
  • на западной — сонм ангелов со словами пасхального песнопения на ленте: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех»;
  • на южной стороне — Явление Христа Марии Магдалине и Встреча на пути в Эммаус;
  • на северной — Уверение Фомы и Явление Спасителя апостолам на Тивериадском озере.

4. Далее — барабан с окнами, между которыми изображены двенадцать апостолов.

Несмотря на то, что барабан отделён от купола массивным карнизом, его можно рассматривать как нижнюю часть единой композиции Вознесения Господня.

После завершения реставрации росписей купола и ротонды. Художник-реставратор Алексей Валерьевич Артемье ( в середине), слева бывший староста храма Валерий Павлович
pinterest button После завершения реставрации росписей купола и ротонды. Художник-реставратор Алексей Валерьевич Артемьев ( в середине), слева бывший староста храма Валерий Павлович

Апостолы остались на земле, а на восточной стороне купола — Спаситель, «восшедший на Небеса», идёт к Престолу, чтобы «сесть одесную Отца». Бог Отец восседает на облаке, указуя Сыну на Престол; на лоне Бога Отца — Дух Святой «в виде голубине». Напротив, на западной стороне купола, — ангелы держат ленту, на которой написаны слова 109 псалма:

На южной стороне купола — так называемые ангелы Ветхого Завета. Один — со скрижалями Моисея, другой — с процветшим посохом Аарона. На северной стороне — ангелы Нового Завета, возносящие Голгофский Крест.

Композиция купола задумана как некое смысловое движение: сейчас Спаситель воссядет на Престол и в куполе окажется изображение Троицы.

Главный алтарь

Тема росписи алтаря фактически повторяет тему главного купола — Вознесение Господне. Алтарная конха и арка, ведущая из подкупольной части в алтарь, заполнены облаками и сонмом ангелов, славословящих изображенного в центре конхи Спасителя, восходящего на Небеса.

На первый взгляд может показаться, что замысел росписи алтаря слишком прост и однозначен. Но его смысл раскрывается с неожиданной тонкостью благодаря небольшой надписи в арочном проходе, ведущем из подкупольной части в алтарь. Под пято́й арки написаны слова из 23-го псалма:

  • на южной стороне — «возьмите врата князи ваша»,
  • на северной — «и внидет Царь славы».

Лопухин толкует этот псалом как относящийся к Воскресению Христову, к сошествию в ад. Но в толковании византийского богослова XI века Евфимия Зигабена эти слова воспринимаются в противоположном смысле — как восшествие Спасителя на Небеса. В этом смысле они написаны и на стенах вознесенского алтаря.

Но здесь есть еще одна неожиданность. По Служебнику начала XV века именно эти слова должны были произноситься священником на Великом входе перед Царскими вратами, после чего священник входил в алтарь и полагал Святые Дары на Престоле. Впоследствии эти слова исчезли из богослужебной практики и появление их  над Царскими вратами в XIX веке свидетельствует лишь о том, что программу росписей составлял тонкий знаток богослужебного устава и его истории. Возможно, им был прославленный Московский святитель Филарет Дроздов, который наблюдал за строительством самого большого в те годы московского храма и освящал его в 1840 году.

Алексей Валерьевич Артемьев