Наблюдения в ходе реставрации

Некоторые наблюдения в процессе реставрации живописи храма «Большое Вознесение» на Никитской

Плафоны храмов Большое Вознесение (слева) и Всех скорбящих Радость на Ордынке (справа)
pinterest button

В храме «Большое Вознесение» сохранился целостный и очень значительный ансамбль стенной живописи первой половины XIX в.

Документов, свидетельствующих о более точной её датировке и авторстве, пока обнаружить не удалось.

Некоторым косвенным свидетельством может служить сопоставление двух плафонов — храма «Большое Вознесение» и храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке.

Оба плафона, без сомнения, написаны с одного эскиза, одновременно и одной бригадой художников. Тем более, что оба храма одновременно достраивались под наблюдением архитектора О.И. Бове.

Плафоны храмов Большое Вознесение (слева) и Всех скорбящих Радость на Ордынке (справа)
pinterest button Плафоны храмов Большое Вознесение (слева) и Всех скорбящих Радость на Ордынке (справа)

Главный реставратор Третьяковской галереи Алексей Петрович Ковалёв, реставрировавший в своё время плафон на Ордынке, утверждал, что его автором является художник Доменико Скотти, плодотворно работавший в московских храмах в начале XIX века.

Больничная церковь Странноприимного дома — Шереметьевской больницы — Института Склифосовского
pinterest button Больничная церковь Странноприимного дома — Шереметьевской больницы — Института Склифосовского

Сопоставление обоих плафонов с известной подписной работой Доменико Скотти — плафоном Шереметьевской больницы на Сухаревке (Институт Склифосовского) — убеждает нас в том, что все три плафона принадлежат к одной школе плафонной живописи.

Плафон храма Шереметьевской больницы на Сухаревке
pinterest button Плафон храма Шереметьевской больницы на Сухаревке

Однако сам Доменико Скотти умер в 1825 году, следовательно, в 1830-е годы, когда создавались оба плафона, работать не мог. Но тот факт, что оба плафона — ордынский и Большого Вознесения — являются точным повторением один другого, позволяет представить дело таким образом, что ученики и последователи покойного маэстро выполнили оба плафона по его эскизам, ибо сам маэстро вряд ли стал бы точно повторять собственную композицию.

Плафон на Ордынке, по впечатлению снизу, сильно прописан, в то время как вознесенский плафон, несмотря на значительные утраты, сохранил крупные фрагменты великолепной живописи 30-х годов XIX века.

Алексей Валерьевич Артемьев

Стенописцы

Важно ещё отметить, что ансамбль живописи храма Большое Вознесение выполнен профессиональными стенописцами, или как их тогда называли, художниками-декораторами.

Эта школа церковной живописи в последующие годы из столичных храмов перешла в провинцию и продолжила там своё существование в «артелях богомазов».

Их творчество ещё и по сей день сохраняется во многих провинциальных храмах России и ждёт своих исследователей.

В столичные же храмы стали привлекаться художники, прославившиеся на поприще станковой картины, но имеющие при этом очень слабое представление о живописи в архитектурном пространстве.

Доменико Скотти

Доменико или Дементий Карлович Скотти (ок. 1780–ок. 1826) — русский художник итальянского происхождения, сын художника-реставратора Карла Скотти, брат Ивана Скотти, русского живописца эпохи классицизма, который украсил монументальной живописью многие дворцы Санкт-Петербурга.

Представитель классицизма.

Автор серии гравюрных изображений двенадцати главных побед русских над французами (1813), выгравированных и изданных Соломоном Карделли (2-е изд., М. 1879)..

Скотти выполнял росписи в православных храмах. В частности, его живопись сохранилась в интерьере больничной церкви Странноприимного дома — Шереметьевской больницы. Ему также принадлежат плафон и интерьеры подмосковной усадьбы Люблино.