Что такое духовность?

Вы хотите мне объяснить, что такое духовность? Но я это знаю лучше вас. Понятие духовности достаточно широко используется в социально-общественной и политической жизни и является общечеловеческим, не так ли? Не так…

Душа в рабстве
pinterest button

Это не отвлеченный, как может показаться на первый взгляд, вопрос. Дело в том, что мы с тобой живем духовной жизнью. Уже живем. Прямо сейчас, ежедневно, ежеминутно. Так происходит потому, что человек есть духовно-телесное существо и ведет жизнь не только телесную, но и духовную, — просто в силу того, что живет. Итак, духовную жизнь мы уже ведем. Другой вопрос, правильную или неправильную. Духовность — это жизнь в духе. В каком духе живем, такую духовность и имеем.

Понимание духовности №1.

Означает просто-напросто наличие в человеке:

Во-первых, того, что сейчас модно называть общечеловеческой нравственностью.

По каким признакам судится, что человек — нравственный? Есть ведь разные морали: языческая, иудейская, христианская, мусульманская, китайская, индуистская и проч. Делается попытка вычленить общую мораль. В результате «общечеловеческая мораль» получается некоей достаточно условной категорией, которая отчасти имеет под собой основание. Отчасти. Получается нечто усредненное. Производится попытка исключить из всей этой совокупности моралей все то, что специфично для каждой из них. А получившийся остаток, или общую часть, называют «общечеловеческой моралью». Самое большее, на что претендует общечеловеческая мораль — это на идею справедливости, которая включает в себя идею свободы. Идею свободы, увы, в чисто западном, либеральном её понимании. Общечеловеческая нравственность не выходит за рамки категорий «не убей», «не укради» (и то весьма условно), ну а о «не блуди» и речи нет! Конечно нет! Ущемлять естественные свободы низ-зя!

Душа в рабстве
pinterest button Душа в рабстве, Илайхью Веддер, 1891 г. Elihu Vedder (1836–1923), Public Domain

Во-вторых, определенного интеллектуального развития.
В-третьих (и обязательно), эстетическое развитие. То есть определенный уровень общей культуры и образования.

К сожалению, под такое определение духовного человека навряд ли попадёт простой человек, от станка или от сохи. Который может и грубое слово сказать, и водочку из мыльницы пьет, и не знает, в каком году Сенкевич написал свой «Белый квадрат». Не хватает, увы, и интеллектуального развития, эстетического, нет культуры, все грубовато, просто. Может и матом завернуть. Ну что это за духовность? Конечно, простые люди бездуховны! Несомненно!

Такая духовность — это яркий рекламный ролик, обращенный к зрителям. «Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой». Я успешен, я хороший семьянин и законопослушный гражданин. Не краду, не убиваю, и всегда доволен сам собой. Довольство собой. Культурный, образованный, воспитанный человек очень этим всем доволен. И не троньте этого человека ни с какой стороны! Нельзя! Какое право вы имеете его трогать?! Какое начнется возмущение, если вы вздумаете ему что-либо попенять, поставить под самомалейшее сомнение его духовность! Как! Вы осмелились сказать, что эта его духовность не полна! В ней чего-то не хватает?! Да как Вы посмели! Вы что, умнее всех? Образованнее всех? Духовнее меня, что ли ?! И так далее, и так далее… Коротко говоря о такой духовности: «Не тронь, иначе пойдет вонь».

Понимание духовности №2.

Определяется способностью человека достичь экстаза. Ведь что такое экстаз? Стасис — это состояние (со-стояние, нахождение в стоянии). Экстасис — выход из состояния (со-стояния). Куда выход? Да к божеству конечно. То, о чем учили еще древние греки. Экстаз — это выход души из темницы, из тела, из тюрьмы, освобождение (см. неоплатоников) и соединение с божеством.

Вивекананда (знаменитый ученик Рама Кришны, известного индуистского йога, поклонника самой жестокой из всех богинь — богини Кали), говорят, так и умер, не смог выйти из этого состояния экстаза, просветления, самадхи. В страшной позе. Кстати, позы эти очень безобразные, неэстетичные, скорченные, скрюченные. И вот в этом состоянии скорченности и безобразности он так и скончался.
Способность человека к экстатическому состоянию является «количественной мерой» его духовности. Легко и быстро впадает в экстатическое состояние — высокодуховный человек! Если не очень быстро, усилия некоторые и время требуется — ну что ж, не все ладно в датском королевстве, но верной дорогой идет товарищ, придем к нему на помощь! Обладание такой духовностью дарит ясное чувство собственной праведности.

Понимание духовности №3.

Духовный тот, кто благочестив. Но как благочестив? Особенно благочестив. То есть тот, кто особенно тщательно исполняет свой обрядовый и нравственный закон.

Классический пример — ветхозаветные фарисеи. Тщательно обряд исполняли? Да куда уж больше! Субботу так соблюдали, что если надо было далеко от дома отойти (а далее 1000 шагов от крыльца в субботу нельзя), то носили с собой специальное переносное крыльцо. Тщательно нравственный закон исполняли? Да куда уж больше! За народ постились. За народ молились. Декалог исполняли. Христа распяли.
Не думайте только, что фарисеи жили две тысячи лет назад. Фарисейство стало состоянием души. И такие души можно обнаружить и в православных храмах.

Обладание такой духовностью так же дарит остро осознаваемое чувство неподдельной собственной праведности, святости, безгрешности и безусловного личного спасения.

Понимание духовности №4.

Еще недавно для России такое понимание было в диковинку, однако это новое понимание развивает свое наступление бешеными темпами. Да и без анализа этого понимания апофатическая картина была бы существенно неполной. Речь идет о развитии в себе чувства сострадания, достигающегося напряжением воображения.

Цель такой духовности — возбудить в своем сердце сострадание страждущему Христу. Ищущий духовности настолько сосредотачивается на этом, что осознание своей греховности и сокрушение о ней как бы сами собой отодвигаются на второй план. «Господи, даруй мне пережить все те страдания, которые Ты перенес ради нас». «Дай мне пережить всю ту любовь, ради которой Ты пришел на землю и спас нас».

Не о собственной греховности сокрушается человек в своей молитве, но ставит себя на одну доску со Христом.
Все внимание направлено на со-переживание Христу в Его страдании. И всему миру. И животному, и растительному, и всякой твари. Человек молится о жаворонках, полевых цветах и иных бессловестных тварях,

желая им добра, любви, желая им спасения, постепенно обретая чуство собственной святости и в конце концов заявляя о нем.
Обрати внимание, что такая духовность обеспечивается ни чем иным, как развитием собственного воображения. Обладая, естественно, и соразмерной тому ценностью — воображаемой.

Понимание духовности №5.

Так же весьма специфическое и не Российское понимание, свойственное женщинам, и которое может быть охарактеризовано термином «богосупружество». Близость со Христом и единение с ним уже рассматривается не как единение с церковным Женихом, а как с настоящим мужем по плоти. «До этого Я был Бог твой, отныне Я — супруг твой». Разгорячение нервов и тела, подмена духовности эротической душевностью.

Понимание духовности №6.

Достигается таким развитием воображения, что его силой возможно в любой момент соединиться с Богом, по настоящему пережить по собственной воле хоть или ад или рай. В любой момент начать разговор с любым святым, ангелом, Богоматерью или Христом.
Предстать их пред собой! Вызвать для разговора по собственной воле в любой нужный момент! Ну и Христос всегда на связи с таким человеком, понятное дело! Всегда готов прибежать и услужить такому святому.

Понимание духовности №7.

Почти что сводится к «Пониманию духовности №1». При этом место общечеловеческой морали занимает некая общехристианская мораль.

Причем по факту (по факту, а не по декларации!) на практике скорее употребляется не евангельская, новозаветная мораль, но ветхозаветная, десятословие Моисеево. Моральный кодекс ветхого человека, а не христианина. В такой морали, лживо называющей себя общехристианской, оставлено только то, что не мешает жить. Не мешает жить в мире (!). Не мешает жить в мире нашему ветхому человеку.

Еще два условия: вера во Христа и конкретная обрядовая принадлежность. Гармоничное сочетание этих трёх условий и дает духовность.

Итогом будет — если человек не запятнан в преступлениях или каких-то очень уж больших грехах, обладает определенным богословским или научным кругозором, определенной человеческой культурой, то такой человек и есть человек духовный.

Понимание духовности №8.

Связано с экстатичностью и нахождением в Духе Божием. Такое состояние исполнено духовности. Необходимо прийти в это особое состояние. Не грубое состояние экстаза, как шаманы, конечно нет. Нет! Но возьмемся за руки, под приятную красивую музыку, (иногда или ритмичную, или иным способом сильную, вплоть до барабанов, имеющую свои взлеты и спады, свое аллегро нон троппо, крещендо и диминуэндо), в мягком свете, полутемной комнате (зале), с занавешенными окнами, со свечами, почитаем Писание, споем псалмы и гимны, испытывая комфорт и блаженство, может быть даже немного покачиваясь из стороны в сторону. Потом несколько минут молчания. Обязательно какое-то время молчание. Потом вдруг кто-то начинает говорить. Он. Или она. Замолкает. Начинает следующий. И так далее в течение достаточно долгого времени. Что произошло?! А вот что. Сосредоточив свое внимание на прочитанных (спетых) словах, в силу веры Бог подает людям наитие Святого Духа, и пришедший Дух возвещает свои глаголы присутствующим и чрез присутствующих. Люди, таким образом, обладают Духом, находятся в контакте с Богом. В этом состоянии, достигнутом верой, комфортной обстановкой и сосредоточением, люди достигают духовного состояния, духовного контакта. Это духовные люди. У них есть духовность. Вот эта прекрасная реальность и есть духовность! Она дает чувство несомненной и особой сопричастности Богу. Естественным следствием является и несомненное чувство собственной святости.

Понимание духовности №9.

Я всех люблю! Весь земной шар! Любовь — основа жизни! Надо всех любить! «Я люблю весь мир…» © Достоевский. Эйфория чувств! Я — духовный человек!

Я всех люблю… Как люблю? Кого всех? Процитируем упомянутого автора полнее: «Я люблю весь мир, но только если вы меня хотя бы на одни сутки посадите с самым лучшим человеком в мире, я возненавижу его лютой ненавистью». Оказывается, я люблю всех тех, кто не затрагивает меня ничем. Ни одной йотой. Ни мое самолюбие, ни мой эгоизм, ни мое «Я». Я всех люблю! Как легко любить всех! Причем как люблю? Я сверху вниз смотрю на всех. Люблю свысока своей духовности. И свысока «прощаю» им их бездуховность. Такая «любовь» есть просто-напросто некая эмоция. Эйфория чувств, действительно. Ни на чем не основанная.

Православное понимание духовности

Существо любой религии составляют не догматы, а духовная практика. Духовность вообще — это жизнь в некотором духе. Православная духовность — это жизнь во Святом Духе. Но как стяжать, по слову преп. Серафима Саровского, требуемый Святой Дух?

Все начинается с познания себя. Своей неспособности одному, без помощи Божией, совершить что-либо благое, доброе.

Ни одного доброго дела я не могу совершить самостоятельно — тут же его испорчу мирской расчетливостью или внутренним тщеславием. Ни одной заповеди без помощи Божьей я не могу исполнить. Помолиться не в осуждение и то подчас трудно.

Надо увидеть свою болезнь, глубоко осознать свою поврежденность, и — смириться, опытно понять, кто ты есть на самом деле. И не записывать свои «добрые» дела себе в заслуги, никогда ни при каких обстоятельствах никому о них не рассказывать. Это как минимум. Твердо знать, что если тебе удалось совершить доброе дело без тщеславия или расчета — припиши это дело Богу, оно не твое. Забудь о нем.

Как убедиться в том, что ты грешен? Что ты никуда не годишься со своим благодушествованием и добрыми делами? Просто. Попытайся жить по заповедям Иисуса. Вот прямо сейчас и начни. Строй свою повседневную жизнь по заповедям. И тогда скоро, очень скоро, через час после принятия такого решения ты увидишь, чего ты стóишь. Сколько в тебе греха. Ну-ка вспомни, что тебе Господь указал исполнять ко спасению? В Евангелии написано. Что ты из этого исполняешь? Ни-че-го.

Господь ведь не сказал, что спасет тебя. Господь сказал, что спасет тебя, если ты сам попытаешься спастись.
И при этом твои намерения ко спасению будут ощутимо серьезны, и ты отдашь этому все силы свои.

Серьезность намерений у каждого человека означает разное. По способностям и по силам человека, которые у всех разные. Вот если ты их исчерпал полностью, действительно исчерпал — значит, твое намерение достаточно серьезно. Кто узнает о том? Что ты отдал все, что у тебя есть? Только Господь и сам человек в глубинах своей совести. А насколько чиста у нас совесть? Так знай о себе, кто ты есть, и чему ты повинен. А повинен ты смерти вечной. И нет спасения тебе, если ты не возьмешь свой крест и не понесешь его за Христом. Да, у тебя нет сил, чтобы поднять этот крест, но если ты не попытаешься этого сделать, отдав усилиям поднять неимоверную тяжесть все свои силы, то Христос за тебя его поднимать и нести не будет. Смирись с этим. Не вихляйся, как бы тебе и ничего не делать, и спастись при этом. И рыбку съесть и... косточкой не подавиться. Не будет такого.

Итак, жизнь по заповедям и понуждение себя к молитве — это условия, при которых человеку начинает открываться его собственная душа. Снимается пелена с глаз. В результате человек понимает, что без Бога он бессилен и этим смиряется, а по мере смирения у человека появляется любовь.

О любви сейчас говорят все. Все сектанты, все атеисты, оккультисты и кто угодно. Истинная же любовь возможна только тогда, когда она вырастает из познания себя, как это ранее было сказано. Из видения своей поврежденности, греховности, личной вины, неспособности на самостоятельное добро, из смирения. Нет истинной любви без истинного смирения. Великие святые оплакивали добродетели свои как грехи! «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою».

Без Бога — я ничто. А с Богом? А с Богом все мне возможно, с Богом, если хочешь, я сам становлюсь богом. Обрати внимание — не Богу вместо меня все возможно, но мне, именно мне с Его только помощью.
Духовная жизнь ведет человека к способности любить. Не к страсти, не к игре нервов, не к распаленному воображению, не к душевности, нет. К любви истинной, бесстрастной, не упрекающей, молчаливой, страдающей, ждущей, всепрощающей, живущей не собой, а другим. К той любви, которой любит Бог. Понятно ли, что не «любовь» ведет к духовной жизни, а последняя к первой? Смотри не перепутай, иначе — беда.

Итак, жизнь по заповедям Христа дает познание себя, познание того, кто ты есть на самом деле, и рождает от этого познания смирение. Смирением стяжается Святой Дух и любовь. Таково православное понимание духовности.