Мозаичные иконы

В 2008 году, в престольный праздник Вознесения Господня, Святейший патриарх Алексий благословил начать восстановление  наружной живописи храма

Мозаичный образ «Спас Нерукотворный с ангелами» над входом в храм «»Большое Вознесение
pinterest button

Он отметил высокий профессиональный уровень мозаичной мастерской «Вера» и одобрил идею воссоздания  иконописных панно в смальте, что сделает их более долговечными.

Патриарх Алексий с благодарностью принял преподнесенную ему в дар икону  «Вознесения Господня», выполненную в технике мозаики.

Так мозаика стала частью художественного убранства храма «Большое Вознесение». 

Мозаика алтарной апсиды

В центре алтарной апсиды храма была установлена первая  мозаичная икона «Воскресение Христово». Величественная 4-метровая  композиция в желто-золотистых тонах (в тон окраске храма) выполнена из венецианской смальты.

Мозаичная икона «Воскресение Христова» на апсиде храма «Большое Вознесение»
pinterest button Мозаичная икона «Воскресение Христова» (центральная икона триптиха) на апсиде храма «Большое Вознесение»

Очень скоро рядом с «Воскресением Христовым» своё место заняли две другие иконы «Преображение Господне» и «Вознесение Господне», образовав мозаичный триптих.

Мозаичная икона «»Вознесение Господне» (левая часть триптиха) на апсиде храма «Большое Вознесение»
pinterest button Мозаичная икона «Вознесение Господне» (левая часть триптиха) на апсиде храма «Большое Вознесение»

Выбирая сюжеты для триптиха, настоятель храма протоиерей Владимир Диваков взял в качестве образцов  иконы, написанные для иконостаса храма.

Мозаичная икона »Приображение Господне» (правая часть триптиха) на апсиде храма «Большое Вознесение»
pinterest button Мозаичная икона «Приображение Господне» (правая часть триптиха) на апсиде храма «Большое Вознесение»

Последующие две работы — «Вознесение Господне» и «Преображение Господне» — отличаются более разнообразной палитрой смальты, которая насчитывает 50 цветов и оттенков.

Образ «Спас Нерукотворный с ангелами»

25 декабря 2009 года  настоятель храма освятил вновь созданные мозаики и благословил участников проекта на дальнейшую работу.

Мозаичный образ «Спас Нерукотворный с ангелами» над входом в храм «»Большое Вознесение
pinterest button Мозаичный образ «Спас Нерукотворный с ангелами» над входом в храм

Вскоре после этого мозаичисты «Веры» закончили работу над созданием образа «Спаса Нерукотворного с ангелами», который в сентябре 2010 года, к 20-летию со дня возобновления богослужения,  установлен над входом в храм.    

Образ «Богородицы «Знамение» с ангелами»
pinterest button Образ «Богородицы «Знамение» с ангелами»

Образ «Богородица «Знамение» с ангелами»

В 2013 году была закончена работа над образом «Богородица «Знамение»  с ангелами» на южном фасаде колокольни.

Техника мозаики

На Русь смальта пришла вместе с христианством из Византии.

Мозаика из кусочков разноцветного и долговечного стекла была главным материалом в украшении византийских храмов.

Расцвет искусства мозаики в России наступил в XIX веке, когда при Академии Художеств в Санкт-Петербурге была открыта мозаичная мастерская, мастера которой создали шедевры для Исаакиевского  собора и храма  «Спаса-на-крови».

Современные мозаики

В начале XXI века искусство  мозаики для оформления храмов стало возрождаться.

Художники студии  «Вера» за годы  работы  над созданием  панно и композиций, участия в специализированных выставках, поездок за рубеж для стажировки, накопили большой художественный опыт, который помог им не просто воспроизвести сюжет «Воскресения Христова», но и сохранить достоинства  академической живописи.

С помощью мозаики удалось передать и льющийся  от Господа Божественный Свет, и тонкие оттенки матового  свечения лика Спасителя, и  блики на одеждах, и выразительную игру света и тени на фигурах двух ангелов.

 Технология

Изысканная утончённость живописи придаёт образам мягкость и внутреннее свечение. Выполнены они из колотой смальты, произведенной в Италии фирмой «Орсони».

Для создания икон был применен так называемый «обратный набор», при котором художник кладёт кусочки смальты, повернув их к себе обратной стороной, как бы вслепую,  а полученное изображение видит впервые только после полного застывания состава, скрепляющего все элементы мозаики с «изнаночной» стороны.

Основным достоинством такого метода  является то, что с помощью него можно создавать большие и сложные произведения в  помещении мастерской, а затем частями  переносить  их  и закреплять в нужном месте. 

Каждая из мозаик храма «Большое Вознесение» выполнялась несколькими художниками в продолжение четырех месяцев!