Неделя крестопоклонная

Название третьей Недели (воскресения) Великого поста, с которой начинается четвертая седмица Великого поста, которая также называется «Крестопоклонной»

Сошествие Христа в ад (мозаика монастыря Осиос Лукас, XI век)
pinterest button

Неделя крестопоклонная  — в церковнославянском языке, который является богослужебном языке Русской православной церкви, название третьей Недели (воскресения) Великого поста, с которой начинается четвертая седмица Великого поста, которая также называется «Крестопоклонной».

Равноапостольные Константин и Елена (мозаика нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас, Греция), XI в.
pinterest button Равноапостольные Константин и Елена (мозаика нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас, Греция), XI в. неизвестен, Public Domain

Название «крестопоклонная» происходит по причине того, что в воскресенье (на утрени), а также в последующий понедельник и среду (на 1-м часе), а в пятницу (после отпуста Часов) молящимися в храме совершается поклонение честному и животворящему Кресту. Всего поклонение Кресту Великим Постом совершается на богослужении четыре перечисленных раза.

Чин поклонения Кресту на богослужении в саму Крестопоклонную Неделю в Православной церкви совершается аналогично богослужению на Воздвижение Креста Господня и на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. После изнесения (выноса) из алтаря и поклонения Кресту украшенный цветами Крест лежит на аналое посредине храма всю седмицу.

Распятие. Диониисий, 1500
pinterest button Распятие. Диониисий, 1500 Dionisius (1440–1502), Public Domain

В понедельник и в среду поклонение Кресту совершается следующим образом: на 1-м часе вместо тропарей: «Стопы́ моя́ напра́ви по словеси́ Твоему́...» поется тропарь трижды «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вных христиа́ном на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство». Затем совершается троекратное пение тропаря «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскре́сение Твое́ сла́вим», во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются стихиры на поклонения Кресту из Постной Триоди (те же самые, что пели на богослужении в Неделю, на утрени, во время поклонения Кресту): «Прииди́те ве́рнии... », во время которых молящиеся по очереди, начиная со священства, монахов, мужчин, а затем женщин, подходят и целуют лежащий Крест на аналое. Последний раз поклонение Кресту совершают в пятницу, после того как отслужат Часы, служащий священник совершает отпуст, затем поют тропарь трижды «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́...», а затем всё совершается тождественно тому, как в понедельник и в среду на 1-м Часе. После того, как все молящиеся в храме подойдут и поцелуют Крест, священник уносит его в алтарь, а аналой убирают.

Металлический православный крест, характерный для старообрядчества
pinterest button Металлический православный крест, характерный для старообрядчества неизвестен, CC BY-SA 2.5

Значение изнесения (выноса) Креста и поклонение ему в Неделю и последующую седмицу объясняется в богослужебных текстах: в Синаксари, в стихирах, каноне. Великий пост для верующих православных христиан сравнивается с пребыванием евреев в пустыни. Как тогда евреи страдали от жажды в пустыни, а Моисей опустил дерево и сделал воды Мерры сладкими (Исх. 15:23), ; так и Православная церковь выносит на поклонение Животворящий Крест посредине Четыредесятницы, услаждает пост для верующих и насыщает духовную жажду православных христиан.

Мозаичная икона с Распятием; Константинополь, конец XIII века, Музей византийского искусства, музей Боде, Берлин
pinterest button Мозаичная икона с Распятием; Константинополь, конец XIII века, Музей византийского искусства, музей Боде, Берлин ajnj% Anagoria, GNU 1.2

Среда Крестопоклонной седмицы называется в Типиконе Средопостная, а также Преполовение поста, по причине того, что это середина Великого Поста, об этом говорится и в богослужении, например, в стиховной стихире на утрени: «Преполови́вше пучи́ну возде́ржания...».

В богослужебном Уставе подчеркивается, что этот день не является праздничным:

Полезная информация

Неде́ля крестопокло́нная
рус. Крестопоклонное воскресенье
греч. Κυριακή της Σταυροπροσκυνήσεως

Песнопения Недели Крестопоклонной

Тропарь Креста

глас 1

Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ.*

Кондак

глас 7

Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»*

Стихиры на Господи воззвах

глас 5

Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния твоея благодати, в сердца чтущих тя, и Богоприятною любовию приемлющих, мировожделенне, имже слезное потребися сетование, и смертных сетей избавихомся, и к присному веселию приидохом. Покажи красоты твоея благолепие, воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, верно просящим твое богатное заступление, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение: иже бесовстии отгоняются полцы, и ангельстии свеселятся чинове, и совокупления верных празднуют. Оружие непобедимое, утверждение нерушимое, верных победо, священников похвало, Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение: имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Стихиры на поклонение Кресту

глас 2

Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

Глас 8

Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается: покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения: и вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Слава, глас 8

Днесь неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, и страждет страсти, свобождаяй мя от страстей. Свет подаваяй слепым, от беззаконных устен оплевается, и дает плещи за плененныя на раны. Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы мне Чадо Мое, что сие сотворил еси? Красный добротою паче всех человек, бездыханный, беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты. Увы Мне Мой Свете! Не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое оружие сердце Мое проходит. Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему, долготерпеливе слава Тебе.

И ныне, глас тойже

Днесь пророческое исполнися слово: се бо покланяемся на место, идеже стоясте нозе Твои Господи: и Древа спасения вкусивше, греховных страстей свободу улучихом, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

* Молитвы с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Н.Нахимова, 1912г.