Предварительные результаты исследования Гроба Господня

Явное доказательство того, что сегодняшнее место паломничества и поклонения — подлинный Гроб Господень, обнаруженный св. Еленой в IV веке

Храм Гроба Господня
pinterest button

Археологи установили происхождение Гроба Господня в храме Воскресения Господня в Иерусалиме, в котором, согласно преданию, после распятия был похоронен и воскрес Иисус Христос, сообщает издание The Independent.

Гроб Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Вид от входа.
pinterest button Гроб Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Вид от входа. adriatikus, CC BY-SA 3.0

В конце октября 2016 г. археологи впервые за 500 лет подняли белую мраморную плиту, закрывающую гробницу. 

Храм Гроба Господня
pinterest button Храм Гроба Господня Павел Петров, CC BY-SA 3.0

Содержание гробницы представляет, по мнению археолога Фредрика Хиберта (Fredrik Hiebert) из National Geographic,

После того как археологи подняли белую мраморную плиту, закрывающую гроб, они обнаружили полку из известняка, на которой, очевидно, лежало тело Иисуса Христа. Там же ученые обнаружили вторую неизвестную ранее мраморную плиту серого цвета, на которой в XII в. крестоносцы выгравировали крест.

Именно эта плита и является, по мнению ученых, подтверждением того, что исследуемая гробница является той же самой, что и найденная в IV веке матерью императора Константина Великого.

Вход в кувуклию в Храме Гроба Господня, Иерусалим
pinterest button Вход в кувуклию в Храме Гроба Господня, Иерусалим Павел Петров, CC BY-SA 3.0

Гроб Господень заключен в Кувуклию, купольную часовню из желто-розового мрамора, которая была восстановлена в 1809–1810 гг.

По мнению ученых, вскрытие гробницы позволит археологам выяснить, почему св. Елена, которая проводила раскопки в Иерусалиме, решила, что эта гробница является подлинным местом захоронения Христа.

Вскрытие Гроба Господня

Раскопки св. равноап. Елены в Иерусалиме

В возрасте около 80 лет св. равноап. Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне.

То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми. Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях».

— «Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых св. Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI.  

Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади.

Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй — в уздечку).

На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.

Источник: Википедия, CC BY SA 3.0