Новолетие

Новолетие — праздник в Православных церквях, посвящённый наступлению Нового года (Нового лета) в богослужебном церковном календаре

Летапреложение (Новый индикт или новое лето)
pinterest button

В этот день православные христиане молятся Богу о даровании благословения на новый, начавшийся год.

История праздника

История праздника связана с правителями Римской империи. Для сбора налогов императоры установили определённый период в несколько лет: индикт (лат. indiction от лат. indico — назначать цену, оценивать), в конце которого объявляли и собирали подать за это время с населения.

В зависимости от урожаев за эти годы и иных причин подать была различная. Император Октавиан Август для сбора подати и начала нового индикта назначил определенное число, день своего рождения — 23 сентября, этого числа придерживались и последующие императоры. Индикт мог быть различным в зависимости от воли императора, от 5 до 15 лет. В 314 году период индикта был регламентирован — 15 лет. Через каждые 15 лет совершался сбор налогов с населения. Около 462 года начало индикта было перенесено на 1 сентября. С 1 сентября начинался новый индикт. Годы в индикте стали называть: первый год индикта, второй год индикта, и т. д. Затем этимология изменилась и стали употреблять выражения: первый индикт, второй индикт… по отношению к каждому году.

В 537 году император Юстиниан I издал 47 новеллу и ввел единообразие в летоисчислении; согласно документу новый год должен указываться во всех официальных документах империи и начинаться 1 сентября, до этого, как указано в новелле, каждый город имел свою точку отсчета для летоисчисления. То есть этой новеллой Юстиниан на государственном уровне узаконил новый год — 1 сентября в империи. В дальнейшем этимология слова «индикт» у греков претерпела изменение «индикт» стал синонимом слова «год» или «лето». «Новый индикт» это «новое лето» или «новолетие» на славянском, по-русски «новый год». В Восточной христианской церкви Юстиниановское новолетие — 1 сентября было принято в церковный календарь, оно превратилось в церковный праздник. В этот день стали совершать молитвы, в которых Церковь просила у Бога благословение на наступивший новый год.

Летапреложение (Новый индикт или новое лето)
pinterest button Летапреложение (Новый индикт или новое лето) неизвестен, Public Domain

Начиная с VI века, богослужение Новолетия (вечерня, утреня, литургия) постепенно обогатилось песнопениями (стихирами, тропарями, кондаками, канонами) и своими уставными особенными чтениями (паремиями, апостольским и евангельским чтениями), которые, согласно Типикону, являются неотъемлемой частью этого праздника в Православной церкви до настоящего времени.

После Крещения Руси, с конца X века, этот праздник стал православным праздником на Руси. Если годовое гражданское летоисчисление на Руси (в летописях и в иных государственных документах) велось, следуя римскому календарю с 1 марта, то православный календарь начинался с 1 сентября, праздничным богослужением. В 7000 году от сотворения мира (1492 год от Рождества Христова) на Руси гражданский календарь стал также начинаться с 1 сентября.

О праздновании Новолетия в Москве в 1582 году легат и иезуит Антонио Поссевино писал:

Начиная с 1700 года (7208 год от сотворения мира), царь Петр I в России ввёл новый гражданский календарь, согласно которому год начинался с 1 января и годы отсчитываются от Рождества Христова. По этой причине торжественный молебен с участием патриарха и царя после утрени и литургии уже служить перестали. Однако, церковное Новолетие не исчезло, богослужебные тексты вечерни, утрени и литургии, в которых Церковь просит в этот день у Бога благословение на начавшийся новый год остались неизменными; и в Православной церкви все годы, включая Советский период (уже с новым календарём) именно в этот день православные христиане Русской православной церкви просят Христа Бога благословить новое лето.

Богослужебное почитание

Православная церковь

В Русской православной церкви Новолетие относится к числу средних праздников.

В этот же день совершается память Симеона Столпника и матери его Марфы; и память дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их, поэтому богослужение является соединением трёх служб.

Накануне праздника вечером служится великая вечерня, на которой читается паремия: книга пророка Исайи (Ис. 61:1-9), по причине того, что в этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос, согласно Евангелию от Луки, вошел в синагогу в городе Назарете и прочитал это место перед молящимися. Слова из данного пророчества: «нарещи́ лѣ́то Госпóдне прiя́тно», по мнению Церкви относятся к Новолетию.

Стихиры праздника были написаны разными гимнографами: Иоанном монахом, Германом, Андреем Пирским; в VIII веке Иоанн Дамаскин написал канон этого праздника.

На литургии читается апостольское и евангельское чтение, посвященные Новолетию: 28 зачало первого послания к Тимофею (1Тим. 2:1-7) и 13 зачало Евангелия от Луки (Лк. 4:16-22).

В иконографии «Новолетие» это изображение Иисуса Христа, находящегося в синагоге Назарета среди людей и читающего книгу пророка Исайи.

Выражение, взятое из службы Новолетию, «венец лета» это «годовой круг» или «год».

Полезная информация

Новоле́тие
Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви: Начало́ индикта́, е́же есть но́ваго ле́та
др.-греч. Ἀρχὴ τῆς Ἰνδίκτου, ἤτοι τοῦ νέου Ἔτους
другое древнее славянское название праздника, известное по иконографии Летапреложе́ние

Дата

Совершается 1 сентября (14 сентября)

Молитвы

Тропарь праздника

глас 2

Всея́ тва́ри Соде́телю, времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый, благослови́ ве́нец ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди, сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Тво́й моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны.

Кондак праздника

глас 2

В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́, всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю, И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый, благослови́ ны́не вене́ц ле́та, соблю́ди и сохрани́ в ми́ре гра́д и лю́ди Твоя́, Многомилости́ве

Народная традиция

В народной традиции праздник Новолетия получил своё самобытное название: «день Семёна Летопроводца», то есть день Семёна (просторечье от имени Симеона Столпника), сопровождающего новый год (лето)