Владимирская икона Божией Матери

Икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской православной церкви; считается чудотворной

Богоматерь Владимирская. Константинополь. Первая треть XII века. Дерево, темпера. 104x69. Престол и орудия страстей. Оборотная сторона иконы
pinterest button

Жизненный путь

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

Появление на Руси

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году.

Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.) По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир.

Богоматерь Владимирская. Константинополь. Первая треть XII века. Дерево, темпера. 104x69. Престол и орудия страстей. Оборотная сторона иконы
pinterest button Богоматерь Владимирская. Константинополь. Первая треть XII века. Дерево, темпера. 104×69. Престол и орудия страстей. Оборотная сторона иконы «Богоматерь Владимирская». Москва, начало XV века. Дерево, темпера. 104×69. Государственная Третьяковская галерея неизвестен, Public Domain

При взятии Владимира татарами в 1237 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Переезд в Москву

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя.

На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир.

«Сретение Владимирской иконы». XV век
pinterest button «Сретение Владимирской иконы». XV век Nesusvet, CC BY-SA 3.0

Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор, где находилась до 1918 года, когда была взята для реставрации.

Чудеса

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).

В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

  • 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея в 1521 году;
  • 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата в 1480 году;
  • 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

Местонахождение

Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 тысяч золотых рублей (риза сейчас находится в Оружейной палате).

Икона в интерьере церкви в Толмачах
pinterest button Икона в интерьере церкви в Толмачах Historien d'art, Green Copyright

В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году её передали в Государственный исторический музей.

В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243).

С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.

«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»
pinterest button «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы» неизвестен, Public Domain

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Оборот

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века (времени второй починки иконы).

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы
pinterest button Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы Nesusvet, CC BY-SA 3.0

Существуют версии, что икона ещё с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон.

Датировка и сохранность

По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе.

Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым.

Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская» позволяет увидеть эти записи.

Реставрация под руководством Игоря Грабаря в 1919 году сняла поздние поновления, оставив их только там, где первоначального красочного слоя вообще не сохранилось.

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057–1185).

Оклады

«В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами).

Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале XV в.; в 1656-57 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате)».

Полезная информация

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери

Списки

С Владимирской иконы часто писались различные списки, часть которых получили особые именования.

Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы

  • Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва)
  • Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.)
  • Псково-Печерская «Умиление» (1524)
  • Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря) (1588)
  • Красногорская (Черногорская) (1603)
  • Оранская (1634, Оранский Богородицкий монастырь)

Влияние на другие иконографические типы

Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий: «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы», «Древо государства российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым), Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы) и т. д.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

глас 8

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице,/ в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи,/ невозвратно надежду имуще, притецем,/ к чудотворному Ей и пречистому образу, и возопием Ей:/ радуйся, Невесто Неневестная