Мясопустная неделя

Термин, которым в христианской аскетической практике называется период заговенья на мясные продукты перед Великим постом (масленица)

Пасхалия зрячая (535 лист) из Типикона 1782 года издания, в котором в настоящее время для наглядности выделены Мясопуст великий и Петров мясопуст
pinterest button

Мясопуст

В последней главе Типикона существует раздел Зрячая пасхалия по ключевым словам, в нём для каждого Ключа границ или для каждого из 35 дней расписаны следующие даты и события по отношению к Пасхе (для неподвижных праздников) или по отношению к юлианскому календарю (для подвижных праздников): день недели Рождества Христова, период «мясоястия», начало Постной Триоди, Мясопуст, Неделя сыропустная, вруцелето, память муч. Евдокии, память 40 Севастийских мучеников, память Алексея человека Божьего, Благовещение, Пасха, память Георгия Победоносца, память Иоанна Богослова, Пятидесятница, Петров мясопуст, продолжительность Петрова поста и столпы Евангелия. Таким образом, В Зрячей пасхалии устава Православной церкви различается два понятия:

  1. Мясопуст, или Мясопуст великий (греч. ῾Η ἀπόκρεα) — это Неделя мясопустная;
  2. Заговенье перед Петровым постом (греч. Κυριακὴ τῶν Ἁγίων Πάντων) — это Неделя всех святых.

Это те дни, когда в Православной церкви — заговенье на мясо, или «отпуст мяса», последний день, когда едят мясо перед началом в первом случае Великого поста, а во втором случае перед началом Петрова поста.

Пасхалия зрячая (535 лист) из Типикона 1782 года издания, в котором в настоящее время для наглядности выделены Мясопуст великий и Петров мясопуст
pinterest button Пасхалия зрячая (535 лист) из Типикона 1782 года издания, в котором в настоящее время для наглядности выделены Мясопуст великий и Петров мясопуст Коллектив авторов, Public Domain

По мнению православных литургистов, Седмицей мясопустной называется седмица, которая начинается с понедельника после Недели (воскресенья) о блудном сыне. Схиархимандрит Иоанн, магистр богословия особо подчёркивает:

С. В. Булгаков также указывает, что седмица мясопустная начинается с понедельника после Недели о блудном сыне и заканчивается в Неделю мясопустную. Этого же мнения придерживается русский литургист и церковный историк К. Т. Никольский, один из основоположников русской церковно-археологической науки. Архиепископ Вениамин и архиепископ Аверкий (Таушев) также говорят о том, что Мясопустная седмица начинается с понедельника, после воскресенья о Блудном сыне. То же самое пишет П. Я. Лебедев.

Мясопустом также называют только последний день мясопустной седмицы, после которого, по православному церковному уставу, мясная пища запрещена; это воскресенье за 56 дней до Пасхи — Неделя мясопустная, заговенье на мясо, канун Сырной седмицы.

Мясопустная суббота

Мясопу́стная суббо́та — день поминовения усопших верных перед «Неделей мясопустной» (мясопустное воскресенье), первая родительская суббота в богослужебном уставе Православных церквей.

История

В христианстве поминовение усопших христиан установлено в эту субботу, так как она предшествует Неделе о Страшном Суде, также называемой Неделей мясопустной, чем обусловлено и название субботы.

Это установление восходит к апостольским временам, что подтверждает Иерусалимский устав Церкви, изложенный в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнего предания. В этом богослужебном уставе именуется также Вселенской родительской субботой.

Значение

По учению Церкви, торжественное поминовение усопших верных в эту субботу (а также в Троицкую субботу) всей Христианской Церковью «приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живём. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой».

Во время панихиды в этот день христиане просят Праведного Судью Иисуса Христа явить всем усопшим христианам Свою милость и оставление их грехов в «день нелицеприятного воздаяния». Посвящая воскресный день напоминанию о Страшном Суде, Церковь установила ходатайствовать не только за живых своих членов, но и

Богослужебные особенности

В случае совпадения мясопустной субботы с днём памяти какого нибудь святого, предпразднства или отдания праздника Сретения Господня Типикон предписывает переносить последования этих празднований на другой день.

В случае же совпадения мясопустной субботы со Сретением Господним или храмовым праздником, то есть с теми праздниками, которые не могут быть перенесены, заупокойная служба Триоди или совершается вне храма, например на кладбище, или поётся в другой день — в предыдущие субботу или четверг.

Полезная информация

Мясопу́ст
церк.-слав. мѧсопоу́стъ Мясопустная неде́ля Мясопу́стная седми́ца
Мясопустница

Этимология

По мнению литургиста К. Никольского, это калька с древнегреческого Ἀπό-κρεω «мясо оставляю», «мясо отпускаю» и с латинского carnis privium — «мяса отпуст».

В. М. Истрин, изучивший и издавший «Хронику Георгия Амартола», один из памятников славянской литературы X–XI веков, установил, что славянское слово «мѧсопоустъ», употреблённое в произведении, соответствует «ἀπόκρεως» («мясо оставляю») в оригинале:

«бысть же и развращение ѡ пасцҍ, множаише ѿ людїи створиша мѧсопоустъ прежде царѧ, царь (Иустиниан) же повелҍ едину неделю продати мѧсо, вси же мѧсопродавци заклѧша, и никтож не коуплѧше, ибо не ѩдѧхоу, пасха же бысть. ѩко царь повелҍ, и ѡбрҍтошѧ людие постившесѧ недѣлю излише»

Начиная с X века, прилагательное «мясопустный», образованное от слова «мясопуст», употребляется на глаголице и кириллице в устойчивых выражениях Суббота мясопустная, Неделя мясопустная в евангелиях-апракосах, например: Ассеманиево Евангелие, Остромирово Евангелие, Архангельское Евангелие.

В славянских источниках используется также слово «мѧсопуща», которое имеет значение: Четыредесятница, Великий пост. Иногда в славянских источниках и слово «мѧсопоустъ» используется как синоним слова «мѧсопуща».