Иконостасы

В храме «Большое Вознесение» пять иконостасов

Центральный иконостас
pinterest button

Отдельного рассказа заслуживают иконостасы храма. Их в «Большом Вознесении» целых пять:

  • центральный иконостас главного алтаря Вознесения Господня, 
  • иконостас  левого придела, освященного в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи,
  • иконостас правого придела в честь иконы «Сретение Владимирской Божией  Матери».

Еще два расположены в трапезной части храма:

  • левый, в Никольском приделе, и
  • правый  — в Скорбященском, в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радосте».

На фотографиях начала XX века видно, что интерьеры храма «Большое Вознесение» богато украшены резными иконостасами, киотами, аналоями и другими принадлежностями храмового убранства. 

Автор проекта

Сегодня доподлинно известно, что автором проекта этих великолепных позолоченных иконостасов был знаменитый русский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский (1801–85). Эти сведения содержатся в   «Рукописи  Александровского», источнике очень авторитетном. 

Михаил Дормидонтович Быковский. Портрет неизвестного автора, 1840
pinterest button Архитектор Михаил Дормидонтович Быковский. Портрет неизвестного автора, 1840 года

 Не получив систематического образования, сын резчика иконостасов Михаил Быковский к своим 30 годам стал академиком. Ещё в детстве он очень полюбил живопись и  пронёс эту любовь по всей жизни. 

Недалеко от храма «Большое Вознесение», во дворе дома 14 по  Большой  Никитской он организовал в 1833 году «Художественные классы».  Через 11 лет классы переехали и постепенно преобразовались в знаменитое «Московское училище живописи, ваяния и зодчества».

Жизнь и творчество его неразрывно связаны с Москвой,  но «итальянское» занимало огромное место и в личной жизни, и в творчестве. Михаил Доримедонтович вспоминал:

Конечно, став известным архитектором, Быковский посетил в 1838 году  Италию, Францию, Германию. Он писал:

Он работал помощником у «русского» итальянца Доменико Жилярди, среди «русских» итальянцев нашел себе жену Эмилию, сестру архитектора Константина Минелли.

Старший сын Михаила Быковского, Николай Михайлович, унаследовал любовь отца к живописи,  и в 1850 году закончил Московское училище живописи и ваяния окончил. Его любимым преподавателем живописи  в училище был …. Михаил Иванович Скотти (1814—1861), племянник того Доменико Скотти, который расписывал храм «Большое Вознесение». 

Николай Михайлович осуществил и детскую мечту отца, большую часть жизни он жил и работал в Италии — как и его учитель М. Скотти, который  вернулся на родину.  Так тесно переплелись и личные и творческие отношения двух «артистических» семей.

Почему именно Быковскому, а не кому-нибудь другому,  был поручен этот заказ можно объяснить тем, что в эти годы Михаил Доримедонтович состоял на службе при генерал-губернаторе князе Д.В. Голицине, а строительство храма Вознесения  Господня у Никитских ворот находилось под его личным контролем. Заказать знаменитому архитектору Быковскому проект было престижнее, чем кому бы то ни было.  Думается, что столь важный проект  был поручен ему, как лучшему архитектору того времени.

Быковский адресовал свои работы вечности и никак не мог предположить, что иконостас простоит всего 100 лет и будет безжалостно уничтожен. Потребовались огромные усилия архитекторов, скульпторов, резчиков и позолотчиков, чтобы  в храме «Большого Вознесения» вновь засияла первозданная красота иконостасов, спроектированных замечательным русским архитектором.