Оглашенные

Люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры

Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные
pinterest button

В церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам».

Понятие оглашенных возникло в древней церкви в связи с тем, что крещению предшествовал обязательный период катехизации.

Чин оглашения в Православной церкви

Перед святым Крещением над каждым человеком в Православной церкви совершается специальное священнодействие — «Чин оглашения».

Чин состоит из ряда молитв.

  • Оглашаемого, без обуви и с непокрытой головой, священник ставит лицом к востоку, трижды дует ему в лицо и трижды при этом читает молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.» Затем кладёт на голову оглашаемого руку и и читает молитву, в которой просит Бога присоеденить человека к спасаемым.
  • После этого священник читает над человеком три заклинательные молитвы, при помощи которых изгоняет из человека, живущего в нём нечистого духа. Эти молитвы носят название «Запрещение» (др. -греч. Ἀφορκισμός) первое, второе, третье. Например в первом запрещении сказано:
  • Наконец священник читает молитву, в которой просит избавить человека от рабства дьявола, после этого дует оглашаемому на губы,, на лоб и на грудь, и читает трижды следующие слова молитвы:
  • После этого оглашаемый поворачивается лицом на запад, а священник его трижды спрашивает:

Каждый раз оглашаемый отвечает:

После этого трижды спрашивает священник оглашаемого:

Каждый раз оглашаемый отвечает:

  • После этого священник просит оглашаемого дунуть и плюнуть на сатану, что и делает оглашаемый. Затем оглашаемый поворачивается лицом на восток, а иерей трижды спрашивает человека о том сочетается ли он Христу, аналогично вопросу о сатане трижды человек отвечает, что сочетается.
  • Затем священник задаёт тот же вопрос в прошедшем времени и человек отвечает в прошедшем времени, священник спрашивает: «И веруеши ли Ему?», оглашаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу» и читает Никео-Цареградский Символ веры. (Данное действие должно совершаться трижды).
  • После священник трижды задаёт вопрос о том сочетался ли человек Христу и каждый раз человек одинаково отвечает. И говорит священник: «И поклонись Ему.» Оглашаемый поклоняется со словами: «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной.»
  • Конечной молитвой Чина оглашения является молитва, в которой иерей просит Бога, чтобы данный человек крестился.
Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные
pinterest button Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные Lusitana, CC BY-SA 3.0

Ограничения для оглашенных

В Православной церкви на оглашенных накладывается ряд ограничений по участию в церковной жизни:

  • могут находиться только в притворе храма,
  • не участвуют в таинствах церкви,
  • во время литургии не могут присутствовать на литургии верных и должны покинуть храм на последних словах литургии оглашенных, произносимых диаконом: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».

На литургии Иоанна Златоуста за оглашенных произносится специальная ектения об оглашенных, в которой возносятся просьбы, чтобы Бог просветил оглашенных и удостоил их крещения.

Полезная информация

Оглаше́нные
Написание «оглашённые» здесь является неправильным
катехуме́ны
греч. κατηχουμενος

В ранней церкви

Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского. Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому.

Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана, новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных. По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (electi). Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились, участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.

Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Относительно статуса оглашенного по отношению к крещённому, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:

«Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».

Святитель Амвросий Медиоланский, напротив, считал, что желания оглашенного принять крещение уже достаточно, чтобы считать его христианином. Так, говоря о императоре Валентиниане II, не успевшем креститься до своей смерти, он указывал:

«Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос».

В культуре

Что кричишь, как оглашенный! — «оглашенный» употреблено в значении человека, ведущего себя бессмысленно, бестолково, шумно. Когда в прежние времена оглашенных спрашивали в храме, веруют ли они в Христа, они громко, радостно кричали.