Богомыслие

Только злоба еретиков вынуждает нас говорить о том, о чем лучше бы молчать. (св. Иларий Пиктавийский)

Отцы церкви на миниатюре из Изборника Святослава (1076)
pinterest button

Православие не претендует на рациональное объяснение Бога, и никогда не претендовало, поскольку Истина не доказуется, а показуется. На это последнее и ориентирована наша религия, в этом и состоит суть ее гносеологии.

Если даже самым поверхностным образом взглянуть на историю Церкви, бросается в глаза, что вся она является историей борьбы с ересями.

Изначала своего возникновения христианство встало в резкую оппозицию со всеми существующими мировоззрениями и подверглось со стороны естественного окружения огромному философско — религиозному давлению, имеющему целью «исправить» христианство, уложить в прокрустово ложе наличного языческого сознания, рационализировать молодую религию, убрав из нее «неудобные» элементы, не умещающиеся в привычную систему координат, — то есть выхолостить основные богооткровенные христианские истины.

И естественным образом возникла задача отстоять свою веру, а для этого пришлось говорить о несказуемом, говорить о Боге. Так возникло богословие.

Отцы церкви на миниатюре из Изборника Святослава (1076)
pinterest button Отцы церкви на миниатюре из Изборника Святослава (1076) неизвестен, Public Domain

Его задача — оградить и защитить учение о спасении. И чем более многоразличных приемов атаки было предпринято на христианские истины, тем отточеннее и несокрушимее становились их формулировки.

Не покушаясь на объяснение Бога по существу, богословие установило границы, при переходе которых размышления о Боге становятся неверными, а так же определило правильное направление богомыслия.

В современных нам условиях действительно трудно переоценить крайне острую необходимость понимания, как допустимо мыслить о Боге, Его свойствах, действиях, замыслах, отношении к миру и человеку; какие границы нельзя переступить, чтобы не впасть в заблуждение.

Выход за эти границы означает отпадение от православия. Право-Славия. Впрочем, запретить отпасть никто не может: нынче у нас плюрализьм и свобода от совести. Но будьте по крайней мере честными, называйте тогда себя как-нибудь по-другому.

«Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? — Прежде всего учить все народы: шедше, научите вся языки... Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы Апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».

свт. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 4. 1882. С.151-152.