Что такое смирение?

Запугав человека Богом и адом, связав его по рукам и ногам своими выдуманными «грехами», клерикалы превращают человека в безвольное существо, боящееся кому-либо возразить и покорно терпящего над собой издевательства…

Смирение
pinterest button

Мы убеждены, что верующим смиренным человеком можно помыкать, а он в ответ и слова не скажет. Как же мы бываем подчас удивлены, иногда даже до негодования, получив от него спокойный и твердый отпор. «Что это за верующий такой»! — возмущаемся мы, — «Мы ему дали пощечину, а он вместо того, чтоб подставить другую щеку, руки нам скрутил! Это какой-то неправильный верующий! Наверное, у него неправильная вера!».

Давай посмотрим на тех, кого христиане считают образцами смирения. Каковы они, эти люди? Может быть, твое понимание смирения отличается от понимания христианского и ты приписываешь христианам то, чего нет, а потом сам же и критикуешь это?

Апостолы были смиренными людьми, простыми и безыскусными, некнижными (т.е. необразованными). Единственный грамотный из них — апостол Павел (до крещения Савл, фарисей, видный деятель влиятельной религиозно-политической партии, гонитель и палач христиан), и тот говорил о себе: «Бедный я человек! Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19). Апостол Петр трижды отрекся от Христа в течение нескольких часов, но был прощен Им и принят за покаяние, — после такого наглыми не бывают. И что же? От одного слова Петра, тень которого исцеляла, могли умереть люди и умирали на самом деле (Деян.5).

Идеалом и образцом смирения для христиан является Бог Слово. Бог, принявший от своей твари оскорбление, биение по щекам, палкой по голове, плевание в лицо и мучительную казнь. А ведь Он сделал кнут, вошел в храм (в Израиле был только один Храм — Бог один и Храм один), в эту всенародную святыню, и кнутом (!) разогнал торгующих храмовыми товарами. Представь себе такую картину в наше время в Москве в храме Христа-Спасителя.

Или прочти вот это: Матф.23:13-39; 12:34-39; Лук.11:42-54.

А как ты думаешь, Кому принадлежит искаженный ныне афоризм «кто не с нами, тот против нас», неужто Сталину? (Матф.12:30) Или «кто не работает, тот не ест» — неужто Ленину? (2Фесс.3:10)

Не удержимся все же, процитируем немного слова Христовы, обращенные, говоря современными словами, к сенаторам, обладающим полнотой судебной и исполнительной власти в одном лице (ВКпБ отдыхает): «Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях!».

Посмотри на наши святцы. Воинствующая Церковь прославляет на земле тех людей, жизнь которых можно взять за образец для подражания, за некий идеал, в том числе и главное — за идеал смирения. В святцах куда ни глянешь, все мужчины это или иноки, монахи, или воины, солдаты. А как часто воины постригались в иночество и монахи становились солдатами! Этим переполнена вся история преподобного жительства. Когда надо, монахи поднимались и шли воевать. Свято-Троицкая Сергиевская Лавра так и не была взята татарами, а они и Киев брали. Что ж это за святые такие, что за смиренные, которые воевали с оружием в руках и дали нам такие образцы героизма, мужества, твердости и силы духа, которых сейчас уже не сыщещь?

Ну ладно. Кажется мы поняли, что истинное христианское смирение даже не напоминает тот пасквиль, образ которого старательно вбили нам в голову. А что же это такое, смирение?
Пока мы дадим приблизительный ответ. Более точный ищи в глубине сайта, который (сайт), как нам мнится, должен бы отражать духовное восхождение человека и христианина.

Смирение

Смирение — добродетель, противоположная гордыне, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. В духовной жизни христианина проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним.

Синонимичными значениями слова «смирение» являются вкупе: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.

Библия содержит обетования благодати и милости Божьей смиренным людям. В частности, апостол Пётр пишет:

С точки зрения христианства, наличие в сердце смирения у человека ведет к глубокому и прочному душевному миру, любви к Богу и людям, состраданию ко всем.

Смиренный человек

Смиренный человек — это человек, познавший самого себя.

На что потребуется больше мужества? Чтобы признать свою ошибку или чтобы упереться, что ты прав, или что другого выхода у тебя не было, и подыскивать себе оправдания, сваливая свою вину на людей и обстоятельства?

Познавший самого себя сочуственно относится к другим, ведь он знает, что другие страдают тем же, что и он сам, но просто не познали себя. Смирение рождает милосердие. Не потакательство и человекоугодие, нет, смиренный опытно по себе знает, что потакание принесет вред, и, милосердствуя, не будет угодничать.

Познавший самого себя знает, чего на самом деле он стоит перед лицом Бога, и не будет отвечать на личные обиды. Но по себе зная, что люди нуждаются в защите как и он сам, твердо пойдет на врага отечества с оружием в руках, потому что имеет заповедь умереть за други своя.
Смиренный человек — это человек сильный духом, не допускающий, чтобы его гордость уязвила других, и не попускающий по мере сил торжествовать злу, это человек творящий добро и смело стоящий в нем. Смиренный человек мудр, как змея, кроток, как голубь и тверд, как скала.

Смирение в Священном Писании

Библия содержит обетования благодати и милости божьей смиренным людям. В частности, апостол Пётр пишет:

В этом, как и во всех прочих отношениях, земная жизнь Божественного Спасителя представляет для верующих совершенный пример и образец.

Христос Сам заповедал всем христианам учиться у Него смирению (и кротости):

И указал способ обучения:

а также обещал и награду своим смиренным и кротким ученикам:

Высказывания о смирении

Брат спросил старца: «Что есть смирение?» Старец отвечал: «Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло». Брат возразил: «Если человек не достиг такой меры, что ему делать?» Старец сказал: «Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание» (Святитель Игнатий (Брянчанинов))

Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя… но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Преподобный Иоанн Лествичник)

Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным.

Смиренный не уничижается в лишении и бедности и не оказывается надменным в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели.

Смиренный не завидует успеху ближнего, не радуется его сокрушению, а, напротив, радуется с радующимися и плачет с плачущими.

Смиренный не клевещет брату на брата (это сатанинское дело), но служит для них миротворцем, не воздавая злом за зло.

Смиренный ненавидит самолюбие, потому не домогается первенства.

Смирение есть проявление духовной мощи в победе над самостью. Смирение есть раскрытие души для реальности. Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым. Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение ее истине. (Николай Бердяев)

Необходимо лишь смирение, для того чтобы святость Божья пребывала в Его творении и сияла через него (Эндрю Мюррей).

В понятиях Святой Руси смирение — одна из главных духовно-нравственных ценностей:

  • «Смиренье — Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье»,
  • «Смиренье — девичье (молодцу) ожерелье»,

«Великодушие смягчает сердца»

Boнзил кинжaл yбийцa нeчecтивый
B rpyдь Дeлapю,
Тoт, шляпy cняв, cкaзaл eмy yчтивo:
«Блaгoдapю».
Tyт в лeвый бoк eмy кинжaл yжacный
Злoдeй вoгнaл,
A Дeлapю cкaзaл: «Kaкoй пpeкpacный
У вac кинжaл!»
Toгдa злoдeй, к нeмy зaшeдши cпpaвa,
Eгo пpoнзил,
A Дeлapю c yлыбкoю лyкaвoй
Лишь погрозил.
Иcтыкaл тyт злoдeй eмy, пpoнзaя,
Bce тeлeca,
A Дeлapю: «Пpoшy нa чaшкy чaя
K нaм в тpи чaca».
Злoдeй пaл ниц и, cлeз пpoливши мнoгo,
Дpoжaл, кaк лиcт,
A Дeлapю: «Ax, вcтaньтe, paди Бoгa!
Здecь пoл нeчиcт».
Ho вce y нoг eгo в cepдeчнoй мyкe
Злoдeй pыдaл,
A Дeлapю cкaзaл, paccтaвя pyки:

«He oжидaл!
Boзмoжнo ль? Kaк?! Pыдaть c тaкoю cилoй?
Пo пycтякaм?!
Я вaм apeндy выxлoпoчy, милый, —
Apeндy вaм!
Чepeз плeчo дaдyт вaм Cтaниcлaвa
Дpyгим в пpимep.
Я дaть coвeт влacтям имeю пpaвo:
Я кaмepгep!
Xoтитe дoчь мoю пpocвaтaть, Дyню?
A я зa тo
Kpeдитными билeтaми oтcлюню
Baм тыcяч cтo.
A вoт пoкa вaм мoй пopтpeт нa пaмять, —
Пpиязни в знaк.
Я нe ycпeл eгo eщe oбpaмить, —
Пpимитe тaк!»
Tyт едoк cтaл и дaжe гopчe пepцa
Злoдeя вид.
Дoбpa зa злo иcпopчeннoe cepдцe,
Ax! нe пpocтит.
Bыcoкий дyx пocpeдcтвeннocть тpeвoжит,
Teм cтpaшeн cвeт.

Пopтpeт eщe пpocтить yбийцa мoжeт,
Apeндy ж — нeт.
Зaжглacь в злoдee зaвиcти oтpaвa
Taк гopячo,
Чтo, лишь нaдeл мepзaвeц Cтaниcлaвa
Чepeз плeчo, —
Oн oкyнyл co злoбoю бeзбoжнoй
Kинжaл cвoй в яд
И, к Дeлapю пoдкpaвшиcь ocтopoжнo,
Xвaть дpyra в зaд!
Toт нa пoл лeг, нe в cилax в cтpaшныx бoляx
Ha кpecлo сесть.
Meж тeм злoдeй, oтняв нa aнтpecoляx
У Дyни чecть, —
Бeжaл в Taмбoв, гдe был, кaк гyбepнaтop,
Becьмa любим,
Пoтoм в Mocквe, кaк peвнocтный ceнaтop,
Был вceми чтим.
Пoтoм oн члeнoм cдeлaлcя coвeтa
B кopoткий срок...
Kaкoй пpимep для нac являeт этo,
Kaкoй ypoк!

— Алексей Толстой

Понятие смирения как христианской добродетели

Смирение — это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути — это одно качество в трех различных проявлениях.

Смирение по отношению к Богу — это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение — стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4:19).

Кроме того, смирение характеризуется принятием жизненных невзгод и бытовых проблем без печали в сердце, со словами «Боже, да будет воля Твоя на всё». Однако смирение не синоним слова «бездействие» в вопросах бытовых и личных проблем и невзгод в жизни человека. То есть, конечно же, нужно искать способы выйти из трудного положения, но если что-то не получается, ни за что не пускать в сердце печаль или уныние.

Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога, или покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение — жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с Его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста.

Смирение по отношению к другим людям — отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит каждого человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Потому как любой человек, вне зависимости от вероисповедания является образом Божиим.

Однако, смирение вовсе не предполагает потворство злу, и безропотное созерцание, когда твой ближний испытывает страдание от злого умысла другого человека. В данной ситуации, предотвращение насилия по отношению к ближнему не идет наперекор понятию «смирения». Смирение — это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек — это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, по слову Апостола Павла «Побеждайте зло добром». Поэтому, когда мы защищаем ближнего, то есть творим добро, мы побеждаем зло — добром.

Смирение по отношению к самому себе — человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит на недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте, если он действительно виноват, он винит только себя, и на любое справедливое обвинение или даже оскорбление, вызванное его действием (бездействием), в свой адрес, такой человек готов произнести искреннее: «прости».

Вся святоотеческая литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

С точки зрения христианства, к идеалу смирения должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит — путь к Богу — окажется бесплодным. Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей.