Вечерня

Вечерня — богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех исторических церквях, сохранивших апостольское преемство, а также в «традиционных» протестантских сообществах (лютеранство, англиканство

Вечерний вход на вечерне
pinterest button

Традиционное время совершения — около девятого часа дня, считая от восхода солнца, то есть вечером (отсюда русское название). Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят к первым векам христианства.

История возникновения и развития

Ветхозаветные корни

Законом Моисея предписывалось принесение двух общественных жертвоприношений: вечером и утром. Согласно Исх. 29:38-43 в жертву приносились один однолетний агнец без порока, хлеб, елей и вино. К этим жертвам присоединялось принесение фимиама (Исх. 30:7-8). Вечером ветхозаветные священники зажигали светильник в скинии собрания, огонь в котором должен был поддерживаться до утра (Исх. 27:20-21) . Такой порядок жертвоприношений сохранялся в Иерусалимском храме до его разрушения в 70 году.

Вместе с тем, пророки указывали, что молитва Богу не менее ценна, чем жертвоприношение и каждение. В частности, в 140 псалме Давид молит: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс. 140:2).

Поскольку первые иерусалимские христиане продолжали соблюдать закон Моисея, их вечерние богослужения могли вдохновляться храмовыми жертвами. В дальнейшем, иерусалимские христианские традиции распространялись по другим поместным церквам. В частности, в большинстве богослужебных традиций существовали и/или сохраняются обряд благословения вечернего света (параллель с возжжением светильника в скинии) и пение 140 псалма.

Агапа

Помимо ветхозаветных корней вечерня имеет и новозаветную первооснову — агапу. В первые века христианства евхаристия соединялась с агапой, но, начиная со II века на Западе, а с III века на Востоке происходит отделение Вечери Господней от обычной трапезы. Отделённая от евхаристии агапа постепенно приобретала собственный чин . Впервые особый чин агапы упоминается Тертуллианом:

Из этого отрывка видно, что на благотворительной трапезе пелись гимны, совершались молитвы, а также зажигались светильники, что уже напрямую роднит агапу с вечерней.

В Александрийской Церкви разрыв евхаристии с агапой произошёл в III веке. Климент Александрийский (умер в 215 году) не различает их, а уже его ученик Ориген упоминает агапы только в качестве поминальных и благотворительных обедов:

— Ориген. «Толкование на книгу Иова»

Окончательно агапа деградировала в результате государственного признания христианства, после чего в Церковь хлынул поток бывших язычников. В этих условиях агапы вырождались в обычные попойки, лишённые всякого благочестия. Иоанн Златоуст ещё позволял собираться для поминальной трапезы на могиле мученика, а Амвросий Медиоланский запретил агапы в Милане, о чём свидетельствует в «Исповеди» (6:2) блаженный Августин. В Карфагенской церкви агапы были отменены собором 419 года, а на латинском Западе они продержались ещё несколько веков (их запрещали последовательно Литтихский собор 743 года, Аахенский собор 846 года).

Исчезнув из богослужебной практики, агапа оставила ряд следов в богослужении:

  • благословение хлебов, вина и елея на великой вечерне,
  • благословение артоса на пасхальной утрене и его последующая раздача верным,
  • благословение пасхальной трапезы (куличей, пасх, яиц),
  • соблюдаемый в монастырях чин панагии,

а также неистребимые самочинные поминки, имеющие вполне церковную первооснову (чин над кутиею в память усопших).

Вынесение агапы за пределы богослужения привело к возникновению собственно вечерни.

Возникновение вечерни

Первый чин собственно вечерни находится в «Канонах Ипполита» (середина III века). Структура первоначальной вечерни схематически выглядит так:

  • вход епископа и диакона; диакон вносит в собрание светильник;
  • епископ благословляет верных «Господь с вами» и призывает «Возблагодарим Господа» (схоже с евхаристическим каноном), после ответного народного возгласа «Достойно и праведно» читает особую вечернюю молитву;
  • благословение хлебов, народное пение псалмов и гимнов;
  • благословение народа и отпуст.

«Апостольские предания» (III век) подробно описывают суточный круг христианских богослужений. Большинство из них ещё являлись личными молениями, но вечерняя служба девятого часа «большим молением и большим благословением», что выделяет её над предшествующими часами. «Каноны Ипполита» и «Апостольские предания» дают почти тождественный текст вечерней молитвы епископа:

Таким образом, уже в III веке была сформулирована одна из основных идей вечерни: зажжённый посреди ночной тьмы светильник предображает Христа, ставшего для Своих верных Солнцем правды и Светом истинным. В IV веке, когда христианство было окончательно признано в Римской империи, вечерня стремительно превращается в одно из основных общественных богослужений. Описания или указания на вечерню встречаются у Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Нисского. Подробное описание вечерни в Иерусалимской церкви конца IV века приводится в «Паломничество Эгерии», а в Антиохийской — в «Апостольских постановлениях». В частности, Эгерия сообщает, что светильник вносился в храм Воскресения из Гроба Господня, что указывает на формирование будущей церемонии Благодатного огня.

В итоге, вечерня, реконструируемая по источникам IV века, выглядела так:

  • светильничный псалом (140, по мере развития чина оттеснён в середину вечерни, а предварительным стал 103);
  • другие псалмы и антифоны;
  • вход епископа и диакона (нынешний вечерний вход на «Свете тихий»);
  • паремии;
  • великая ектения;
  • вечерняя молитва епископа и молитва главопреклонения;
  • благословение и отпуст.

В IV веке уже существовал гимн «Свете тихий», сопровождающий вечерний вход со светильником. Василий Великий (умер в 379 году) упоминает эту песню:

На основании этих слов в греческих Церквах принято приписывать авторство «Свете тихий» священномученику Афиногену Севастийскому, и так она подписана в греческих богослужебных книгах. Между тем, есть основания полагать, что этот гимн ещё более древнего происхождения и восходит к Григорию Неокесарийскому (середина III века). В любом случае, «Свете тихий» является самой древним из не-библейских песнопений вечерни.

Дальнейшее развитие

В V веке в результате христологических споров общение с Православной церковью разорвали древневосточные церкви, развитие их литургики шло в дальнейшем независимо от православной традиции византийского обряда. Своим путём пошло также развитие латинских обрядов на Западе. В дальнейшем описывается развитие только вечерни византийского обряда.

Решающее воздействие на формирование вечерни в современном виде оказала традиция Иерусалимской церкви и палестинского монашества. Иерусалимская вечерня V-VII веков, известная благодаря армянскому и грузинскому переводам Лекционария и Часослова, уже очень похожа на современную: читаются степенны — псалмы 18 кафизмы (119—133, они сохранились на своём месте на литургии преждеосвященных даров), поются или читаются «Сподоби, Господи» и песнь Симеона Богоприимца, Трисвятое и «Отче наш» (между ними помещалась молитва, из которая родилась современная «Пресвятая Троице»), а также 120 псалом с гимнографическими припевами (из которых родились современные стихиры на стиховне).

Самая ранняя из греческих рукописей палестинского Часослова (IX век) уже содержит все современные чтения и песнопения вечерни: предначинательный псалом (103), степенны, «Господи, воззвах» (140, 141, 129 и 116 псалмы, но ещё без стихир), «Свете тихий», «Сподоби, Господи», песнь Симеона Богоприимца, Трисвятое, «Отче наш». Палестинское чинопоследование вечерни было заимствовано студийскими монахами и к концу XII века вытеснило константинопольскую соборную практику, от последней в современной вечерне остались ектении и тайные священнические молитвы. В период IX—XII века в Студийском монастыре окончательно сформировалась современная вечерня, дополненная обширной гимнографией. Именно студийцами в вечерню введены три изменяемых цикла песнопений:

  • стихиры на «Господи, воззвах»,
  • стихиры на стиховне,
  • тропари после «Отче наш».

Великая и вседневная вечерня

Последовательность в приведённой таблице не содержит последования литии.

Великая вечерняКомментарии ко вседневной вечерне
Каждение храма совершается настоятелем молча при открытых Царских вратах. В приходской практике безмолвное каждение совершается только в алтаре, а весь храм и молящихся кадят во время последующего пения предначинательного псалма.Каждения нет
При открытых Царских вратах диакон возвышает свечу (след древнего обычая внесения светильника в богослужебное собрание), возглашая: «Восстаните». Народ (или клирос) отвечает: «Господи, благослови».Опускается.
Возглас «Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков».Обычный возглас: «Благословен Бог наш…», а затем обычное начало.
Трёхкратный призыв «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу», поётся клириками.
Завершается четвёртым «Приидите, поклонимся и припадем Ему».
На вседневной вечерне совершается трёхкратно чтецом.
Пение предначинательного 103 псалма согласно Типикону начинается настоятелем, а затем продолжается попеременно двумя хорами; в приходской практике совершается хором, а настоятель в это время окаждает храм и молящихся.103 псалом читается, а не поётся.
Священник тайно (про себя) читает семь светильничных молитв перед открытыми Царскими вратами. Изначально в константинопольской соборной практике эти молитвы были разбросаны по всему тексту вечерни, но затем Иерусалимский устав собрал их воедино и приурочил к предначинательному псалму. Название «светильничные» не отражает содержания молитв, но напоминает об обычае возжигания (или внесения) вечернего светильника.На вседневной вечерне они произносятся во время чтения предначинательного псалма перед закрытыми Царскими вратами.
Великая ектения (впервые формулируется в Апостольских постановлениях, IV век.).
Возглашается диаконом или священником (когда диакона нет): «Миром Господу помолимся…» Состоит из 12 прошений.
Стихословие (пение) кафизмы (несколько псалмов). В зависимости от дня недели, праздника и времени года кафизмы меняются, но в приходской практике на воскресных и праздничных вечернях поётся «Блажен муж» — составное пение из стихов 1, 2 и 3 псалмов, а в Великий пост читается 18 кафизма (119—133 псалмы). Вечером в воскресенья и праздники кафизма отменяется по Типикону.В приходской практике на вседневной вечерне кафизма опускается.
Малая ектенияОпускается
«Господи, воззвах» — поются и/или читаются псалмы 140, 141, 129 и 116 со стихирами (в зависимости от дня недели, праздника и времени года их может быть 3, 6, 8 или 10, отсюда происходит название служб «на шесть», «на восемь»). В это время диакон совершает полное каждение алтаря и храма. В приходской практике поётся количество стихир (меньшее), достаточное для каждения храма. Стихира на «Слава» называется славник, на «и ныне» — богородичен. Богородичны на воскресной вечерне содержат догматическое определение Халкидонского собора о двух природах во Христе и поэтому называются догматиками. 140 псалом является одним из древнейших песнопений вечерни, занимая в ней место с IV века, и напоминает о христианской молитве, заменившей ветхозаветные жертвы. Помимо догматиков, известны и другие стихиры на «и ныне», например приписываемая Кассии стихира Великой среды, «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» Вербного воскресенья и т. д.
Во время пения догматика совершается вечерний вход клириков с кадилом (и Евангелием, если на вечерне полагается его чтение). Во главе процессии идут свещеносцы с зажжёнными свечами (ещё одно напоминание о внесении светильника в богослужебное собрание, с которого собственно и зародилась вечерня). Священник тихо произносит молитву входа и благословляет вход, после этого диакон возглашает «Премудрость, прости!», призывая всех быть внимательными. Изначально этим входом вечерня начиналась, по мере развития богослужебной практики она была дополнена предшествующими псалмами, так что вход оказался в середине службы.
На вседневных вечернях (за исключением совершающихся вечером в Прощёное воскресенье и пять воскресений Великого поста) опускается. Исключения связаны с тем, что в указанные дни поётся великий прокимен.
Пение «Свете тихий» — древнейшего из небиблейских гимнов вечерни.
Пение вечернего прокимна, одного из семи в соответствии с днём недели. Исключения: великие прокимны, поющиеся в вечера двунадесятых Господских праздников (кроме Вербного воскресенья), Антипасху, Прощёное воскресенье и пять воскресений Великого поста.
Чтение паремий. Совершается только в великие (в том числе двунадесятые), храмовые праздники, в дни памяти некоторых святых, в будние дни Великого поста, во все дни Страстной седмицы, в навечерия Рождества Христова и Богоявления
Сугубая ектения (известна с IX-X веков, в своём современном виде установилась к XV веку).Опускается.
Пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи» — перифраз библейских стихов Дан. 3:26, Пс. 32:22, Пс. 118:12, Пс. 137:8, известна на Востоке в VII веке, а первоначальный текст находится в «Апостольских постановлениях» (IV век).Здесь читается.

Просительная ектения (практически в современном виде приводится в «Апостольских постановлениях», примечательно, что она находится там именно в чине вечерни и утрени, а, следовательно, в литургию она была введена позднее).

Возглас священника по ектение: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси…».
Хор: «Аминь».
Священник: «Мир всем».
Хор: «И духови твоему».
Священник начинает тайно читать молитву главопреклонения: «Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго», заменившую древнее возложение епископом рук на каждого из молящихся. В это время:
Диакон: «Главы наши Господеви приклоним».
Хор: «Тебе, Господи».
Священник: «Буди держава Царствия Твоего…»

Пение «стихир на стиховне»
«Ныне отпущаеши», или Песнь Симеона Богоприимца Лк. 2:29-32. По Уставу читается, но на всенощном бдении обычно поётся.
Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш». Открываются Царские врата.
Пение тропарей. Тропари праздника или святого из Минеи, «Слава, и ныне», богородичен из III приложения Минеи по гласу тропаря.
На воскресном бдении здесь «Богородице Дево, радуйся» 3 раза.
На бдении в другие дни тропарь святому дважды, «Богородице Дево, радуйся» 1 раз.
Тропарь святому из Минеи, «Слава», тропарь второму святому, если есть, «и ныне», богородичен из IV приложения Минеи а) по гласу первого тропаря, или б) по гласу «Славы», если есть второй тропарь.

Трёхкратное «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс. 112:3) и псалом 33 (точнее его первые стихи Пс. 33:2-11, «Благословлю Господа на всякое время…» — поются или читаются, в будние дни Великого поста псалом читается полностью).

Священник: «Благословение Господне на вас…».
Хор: «Аминь».

Сугубая ектения.
Возглас священника по её окончании: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси…».

Диакон: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Священник: «Сый благословен…»
Хор: «Аминь», «Утверди, Боже…»

  • Вече́рня
  • греч. Ὁ Ἑσπερινός
  • лат. Vesperae

Время совершения

По своему смыслу вечерня должна совершаться на заходе солнца, то есть перемещаться вместе с увеличением/уменьшением светового дня. В современной практике (как монастырской, так и приходской) вечерня совершается в фиксированное время вечером, независимо от времени заката солнца. Следует отметить, что вечерня является первым богослужением суточного круга, так что литургическая тема каждого дня начинается именно на вечерне, совершаемой накануне. Исключением являются дни Страстной седмицы (богослужебный день начинается с утрени и заканчивается повечерием), Светлое Воскресение (первая пасхальная служба начинается с полунощницы), навечерия Рождества Христова и Богоявления (день начинается утреней и заканчивается вечерней, совмещённой с литургией), Рождество Христово и Богоявление (день начинается с повечерия).

В приходской практике Русской православной церкви вечерня обычно объединена с утреней, последняя тем самым перемещена на вечер предыдущего дня. В современной практике греческих Церквей вечерня совершается вечером, а утреня — утром, перед литургией. Исключения из этой практики предписываются Типиконом:

  • будние дни Великого поста и особые постные дни: Великие понедельник, вторник, среда, четверг и суббота. В этих случаях вечерня соединяется с часами и изобразительными (они предваряют её), а затем переходит в литургию (в среду и пятницу шести недель Великого поста и в перечисленные особые постные дни).
  • Вечерня Великой пятницы приурочена к девятому часу, считая от восхода солнца (часу крестной смерти Спасителя), и оказывается в середине дня (около 14—15 часов)
  • Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу после литургии, то есть в середине дня.
  • В случае, если навечерия Рождества Христова и Богоявления совпадают с будними днями, то вечерня соединяется с часами и изобразительными (они предваряют её), а затем переходит в литургию.
  • В случае, если навечерия Рождества Христова и Богоявления совпадают с субботой или воскресеньем, то вечерня совершается не перед литургией, а после неё, то есть в середине дня.

Виды

  • Вседневная вечерня (чин изложен в 9-й главе Типикона) — совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста..
  • Великая вечерня (Типикон, Гл. 7) — вечерня праздничная; совершается накануне праздника (бденного или полиелейного), вечером в Сыропустную неделю и все воскресенья Великого поста, в день Антипасхи вечером, накануне преполовения Пятидесятницы, накануне Отдания Пасхи, на Новолетие (13 сентября) (по современной приходской практике служба Новолетия совершается в гражданский Новый год, то есть 31 декабря). Великая вечерня совершается в Светлую седмицу каждодневно, но без кафизмы и паремии, в День Святой Троицы после литургии. Великая вечерня также соединяется с литургией Преждеосвященных Даров и, в некоторых случаях — с литургией Василия Великого (в Навечерие (Сочельник) Рождества Христова и Богоявления (кроме случаев, когда эти дни выпадают на субботу или воскресенье (в этом случае литургия Василия Великого совершается в сам праздник Рождества или Богоявления)), в Великий Четверг и Великую Субботу) или с литургией Иоанна Златоуста (если Благовещение выпадает на один из седмичных дней Великого поста).
  • Малая вечерня — смотри ниже.
  • Литургия Преждеосвященных Даров — вечерня, дополненная многочисленными литургическими элементами, на которой верные причащаются ранее освящёнными Святыми Дарами. Совершается в среду и пятницу первых шести недель Великого поста, в четверг пятой недели Великого поста, Великие понедельник, вторник и среду.

В традиции некоторых Православных Церквей, в том числе Русской, накануне дней, когда согласно Уставу «служится бдение», Великая вечерня соединяется с утреней и Первым часом и входит в состав всенощного бдения.

Особенности некоторых вечерен

  • На всенощных бдениях (на двунадесятые, великие и храмовые праздники, а также в воскресные дни) в состав вечерни включается лития с благословением хлебов, вина и елея (рудимент агапы).
  • Многочисленные особенности имеет великая вечерня Великой пятницы, во время которой совершается вынос плащаницы.
  • Совершенно особой разновидностью вечерни является литургия Преждеосвященных Даров.

Малая вечерня

В настоящее время сохранилась только в монастырской практике и занимает место обычной вечерни в те дни, когда совершается всенощное бдение.

В такие дни обычная «полная» вечерня совершается позднее и соединяется с утреней, а её обычное место во времени занимает малая вечерня.

Она представляет собой сокращение вседневной вечерни: опускаются светильничные молитвы, все ектении (кроме сугубой), кафизма; сокращён прокимен и стихиры на «Господи, воззвах».