Литургия Иоанна Златоуста

Литургия Иоанна Златоуста — чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в бо́льшую часть дней богослужебного года в православной церкви

Священник во время произнесения анафоры
pinterest button

Авторство традиционно приписывается святителю Иоанну Златоусту, Константинопольскому архиепископу.

Литургия Иоанна Златоуста состоит из трёх последовательных частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидия

Проскомидия (греч. προσκομιδή, «принесение», «подношение», от προσκομίζω, «приносить») — подготовительная часть литургии. На ней приготовляется вещество для совершения таинства. Для проскомидии употребляются пять просфор, но для самого причащения используется только одна, называемая Святой Агнец.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике и распадается на следующие моменты:

  • изъятие копием Святого Агнца из первой просфоры;
  • поставление Агнца на дискосе и наполнение потира вином с водою;
  • изъятие частиц из прочих четырёх просфор и размещение их на дискосе;
  • поставление звездицы над дискосом;
  • покрытие дискоса и потира покровами;
  • каждение приготовленных Агнца и частиц;
  • чтение молитвы о принятии Святых Даров.

Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе символизирует Церковь, глава которой Иисус Христос.

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных — вторая часть литургии Иоанна Златоуста. Она имеет целью приготовить верующих к достойному присутствию при совершении Таинства Евхаристии, напомнить им о жизни и страдании Христа, разъяснить как и почему были и могут быть, с точки зрения церкви, спасительны жизнь и страдание Христовы.

Агнец и частицы, выложенные на дискосе
pinterest button Агнец и частицы, выложенные на дискосе

Свое название литургия оглашенных получила от того, что в древности при её совершении допускалось присутствие в храме оглашенных (наставляемых) — то есть людей, ещё только готовящихся к принятию крещения, а также людей кающихся и отлучённых от причастия.

Священник во время произнесения анафоры
pinterest button Священник во время произнесения анафоры Julianhayda, CC BY-SA 3.0

В древности оглашенные стояли в притворе и должны были покинуть храм после произнесения диаконом слов:

Произнесением этих слов начинается Литургия верных.

В состав литургии оглашенных входит:

  • великая ектения;
  • изобразительные и праздничные антифоны;
  • гимн «Единородный Сыне»;
  • малая ектения;
  • пение Евангельских блаженств;
  • малый вход с Евангелием;
  • чтение Апостола (предваряется прокимном) и Евангелия (предваряется аллилуиарием);
  • сугубая ектения;
  • ектении об умерших и об оглашенных;
  • ектения о выходе оглашеных.

Литургия верных

Литургия верных — третья часть литургии на которой в древности могли присутствовать только лица, принявшие крещение. В этой части литургии совершаются все самые важные священнодействия, приготовлением к которым были предыдущие части литургии.

По учениию церкви на литургии верных благодатью Святого Духа происходит преложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя — Святые Дары. Затем верующие во исполнение слов Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56) приобщаются Святых Даров, входя в единение со Спасителем.

В состав литургии верных входит:

  • две ектении (краткая и сокращенная великая), первая и вторая молитвы верных;
  • Херувимская песнь;
  • великий вход (перенесение приготовленных Святых Даров с жертвенника на престол);
  • просительная ектения;
  • возглашение диаконом мира и любви;
  • исповедание Символа Веры;
  • анафора;
  • чтение «Отче наш»;
  • возношение Святых Даров;
  • причащение священнослужителей в алтаре;
  • вынос Святых Даров и причащение мирян.
  • перенесение Святых Даров на жертвенник
  • благодарственная ектения
  • отпуст и многолетие