Заблуждения о православии

В церкви все «услуги» — платные... Православие отнимает свободу... Церковь построила миллионнодолларовый храм Христа Спасителя — откуда деньги?... Православие как национальная идея... и прочие глупости 

Земная атмосфера преломляет солнечный свет, в результате чего солнечный диск оказывается раздавленным
pinterest button

Заблуждение №1

В церкви все «услуги» — платные. Даже прайс — листы висят.

Подойди к любому священнику и скажи: я хочу венчаться (креститься, причаститься, исповедоваться, освятить машину и т.д.), но за это не заплачу ни копейки. И священник исполнит для Вас Таинство, хотя может быть и поставит Вас в конец очереди ради тех, кто действительно беден.

Какой же смысл имеет «перечень цен»? А это не перечень цен. Даже на многих «прайс-листах» так и написано: сумма пожертвования. Хочешь жертвуй, хочешь нет. Откуда взялись цифры? Это практически рассчитанные величины, ниже которых ежели пожертвования опустятся, приход загнется. Опыт показывает, что совестливые люди жертвуют всегда. И тем легче, чем более убогий храм (у-Богий).

Заблуждение №2

Нельзя пользоваться противозачаточными средствами

Перво-наперво, блудить вообще нельзя. Хоть с контрацептивами, хоть без. Поэтому речь идет только о браке. А цель брака — брак. Не дети цель брака, но цель брака — именно сам брак, объединение двух людей в одно целое, в малую церковь. Будут дети — еще лучше, будет больше малая церковь. Об остальном узнай из личной беседы со священником.

Сейчас же запомни, что в любом случае принципиальное исключение составляют абортивные контрацептивы, тем или иным способом убивающие оплодотворенную яйцеклетку (спирали, медикаменты, вызывающие искусственное разрыхление матки и кровотечение, по существу — выкидыш, и т.п.).

Заблуждение №3

Православие лишает человека свободы

Ну, знамо дело — подавляет догматами, богословием и обрядами, лишает собственной воли, делает из человека марионетку, послушную охмурившим его жрецам. Но ты не Адам Козлевич, а мы — не кседзцы, у нас своя «Антилопа» есть.

Православие запрещает исполнять чьи-либо распоряжения бессловесно, запрещает слушаться, не рассуждая, запрещает отказываться от своей свободы. Если хотите, «личность» — самое христианское слово. Как говорят военнослужащие: «Я выполню любой приказ мгновенно, но пусть мне сначала докажут».

Православие для верующего — не авторитет. Как не авторитет любой из иерархов или даже Патриарх. Страшно сказать, но для истинного христианина Сам Иисус Христос — не авторитет.

Почему? Авторитет предполагает безусловное подчинение и отсутствие рассуждения. Вот как у римских пап согласно синодальной формуле: «Папа сказал, вопрос закрыт».

Христос же предлагает — смотрите, человеки, вот путь, вот жизнь, вот истина, посмотрите сами и сами убедитесь во всем. Не авторитет Христос, но Истина. И как настоящая истина — не навязывает Себя, но предоставляет все свободе воли человека. Не авторитет Христос  — но Путь, Истина и Жизнь.

Заблуждение №4

О святой воде

Святая вода не протухает, так как крест, погружаемый в нее на Таинстве водоосвящения — серебряный, или хранится она в серебряных чашах.

Честно, не хотел даже и писать по этому поводу, думал, люди интеллигентные, способны отличить антинаучную пропаганду от действительности. Ан нет, слышу этот бред снова и снова. Ну, стыдно даже об этом и говорить. Очень яркий пример политически ангажированного представления о церкви. Лично в нашем приходе настоятель погружает в воду медный (!) крест, т.е. в принципе, отравляет воду медью и ее окислами. В соседнем приходе освящают гипсовым слепком. Чаши у всех — обычные баки из нержавейки или даже сварные из железных листов. Это только у архиепископов кресты серебрянные, а чаще — золотые, кстати. А в деревнях кресты, которыми освящают воду, и вовсе деревянные. У одного моего знакомого человека стоит дома крещенская вода более 18 лет. И она свежая. Была взята из речки во время похода на Иордань, когда священник освящает воду в водоеме.

Заблуждение №5

Инфекционная опасность

Причастие большого количества верующих из одной Чаши, целование одних и тех же святынь (икон, рак, крестов) способствовало распространению эпидемий, и только открытия советской микробиологии и изобретение антибиотиков пресекло распространение заразы.

В советские времена ученые — эпидемиологи пошли на большое кощунство. Была взята проба из Чаши прямо во время причастия, соскоб с руки священника, которую целовали верующие, смывы с почитаемых икон. Полученные образцы поместили в стерильную питательную среду — чтобы посмотреть, какая пакость размножится. Однако среда осталась стерильной. Тогда сделали намеренный бактериологический посев. И в этом случае никакая зараза не развивалась, болезнетворные бактерии гибли. Никто не слышал об эпидемиях среди священства, а ведь священники после службы потребляют Дары, которые остались после причастия, той же ложечкой, которой причастились 100, а может и более, человек.

Заблуждение №6

Церковь заплатила миллионы за строительство храма Христа Спасителя

Строительство храма Христа Спасителя стоило бешеных денег, десятки миллионов долларов. Откуда у церкви такие деньги? Почему было построено бессмысленное кич — сооружение, а не раздали деньги нуждающимся, как церкви и положено?

По оценке одного из ответственных работников МосжилНИИпроекта (в Москве ни одно здание не строится без визы указанного института на строительных сметах), строительство храма Христа Спасителя стоило не десятки, а около 100 млн. долларов. Финансировала ли строительство церковь? Нет. Сразу уточним — некоторое несерьезное количество денег церковь выделила, но количество именно символическое. Кто же финансировал? В основном — Москва. Были еще пожертвования, от трудовых коллективов в том числе, причем не только из России, но всё это капля в море финансирования Москвы. Итак, решение о постройке было де-факто принято светской властью (причем не единолично Лужковым), а не церковью, и тем более церковь не могла распоряжаться не принадлежащими ей деньгами (раздать нуждающимся). От церкви зависело принять или не принять такой дар. «Прекрасным» популистским решением было бы не принимать, указав тем самым на неодобрение отрыва больших денег от социальных нужд. Однако после этого:

  1. Церковь не была бы понята верующими, для которых восстановление святыни означает больше, чем прибавка к пенсии.
  2. Патриархия погубила бы с таким трудом налаженные отношения со светской властью.

Пожалуйста, не смешивайте духовное благо от восстановленного великого символа, с расчетами по социалке. Это несоизмеримо. Несоизмеримо не в количественном отношении, как 10 и 10 000 000 000, но в качественном, как нельзя сравнить, к примеру, что тяжелее — сладкое или зелёное. Учтите так же, что церкви предложили не деньги, а готовый храм, причем от такого предложения отказываться было не только неприлично, но и неполезно.

В заключение, чтобы окончательно закрыть тему, еще одна любопытная цитата (И.12:3-6):

Заблуждение №7

Конец света (приход антихриста) — это плохо

Ну, судя по фильму с участием Шварцнеггера в роли спившегося полицейского, или по фильму «Омен», заказанному и оплаченному Ватиканом, конец света и впрямь страшная катастрофа. Но приход антихриста означает скорый приход Христа, а это большая радость. Поэтому не надо бояться конца света.

Верующие молятся о конце света «Отче наш … да приидет царствие Твое…» или «да приидет благодать и да прейдет сей мир» и ждут не дождутся конца света. Да и строго говоря, это не конец света, а всего лишь конец истории и начало «будущаго века», продолжение твоей вечной жизни, которая началась у тебя в момент твоего рождения (ну, или начало вечной смерти — тут уж кому что).

Кстати, в отношении к концу истории кроется любопытный критерий: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иак.2:19). Кто страшится последних времен — тот от бесов, а кто не страшится — тот от Бога.

Заблуждение №8

О национальной идее

В поисках национальной идеи делается вывод, что православие хорошо подходит для государственной религии России.

Очень интересная мысль, конечно, но совершенно не православная. Необходимо зайти издалека. Мы начнем со слабого в твоих глазах аргумента, продолжим своими рассуждениями, а завершим словами Патриарха. Все, что будет нами сказано, выразит, как нам кажется, истинную православную позицию.

По странному «совпадению», все социальные потрясения в истории происходят после очередных этапов обмирщения церкви и предваряются возникновением «новых» философий (цепочки типа теизм — материализм — атеизм). Православные считают, что в тех государствах, где есть церковь, судьбу церкви повторяет и судьба государства. Отступление церкви со своих позиций, ее обмирщение, немедленно отражается и на судьбах народа и государства.

Чем характерны в истории российской церкви XVIII–XIX  века? Сращиванием государства и церкви, катастрофическое обмирщение последней (например, военнослужащим выдаются справки о причастии, монастырям иногда принадлежит до 40% земель и т.п.). Одновременно в систему духовного образования врывается западный схоластический дух. Цари и царицы на Руси в это время сплошь западные или прозападные. В духовных учреждениях перестают преподавать греческий язык, а именно на нем написаны к тому времени почти все основные работы свв. отцов и столпов церкви. Таким образом отсекается святоотеческое предание. Богословие преподается почему-то только на латинском языке, на русском преподавать запрещено, и причем по программам основного богословия (апологетики) протестантов. Следствием становится формализация веры, христиане начинают превращаться из истинно верующих в номинальных.

Мы нисколько не сомневаемся, что именно следствием скачка в обмирщении церкви является революция 1917 г., во время которой практически уничтожается система «воспроизводства» священства через разрушение инфраструктуры, массовые расстрелы клира, разрушение системы духовного образования.  

В советские времена запрещено обучаться в духовных заведениях людям, имеющим высшее образование и наоборот. Интересна и система распределения после окончания семинарий — «западенцев» направляют служить в Российские города, а «москалей» — во Львов и Ровно (исконно «петлюровские» территории) на Украину, ни одного священника не оставляют служить по месту жительства. Чтобы воспользоваться тайной исповеди, в церковь идет массовое внедрение КГБ. Поднимают голову униаты (Украина, Беларусь) и автокефальная церковь на Украине. За рубежом эмигрантская РПЦЗ исподтишка начинает свой раскол.

И что же, вновь становиться «государственной» религией? Чтобы опять повторился этот кошмар, к тому же связанный с кошмаром народа? Благодарим покорно. Частичное исцеление церкви после советских времен не следует понимать как возвращение православия к исполнению обязанностей государственной религии, какие были у церкви до революции 1917 г.

Патриарх Алексий II:

Точно так же считают и все нормальные православные. Исключение составляют промонархически настроенные ультраправославные, по большому счету неверующие и по существу больные люди, либо политические интриганы, ожидающие дивидендов от православного электората.