Что такое чудо?

«Чудеса, вызывая удивление, мало способствуют христианской жизни» (преп. Кассиан Римлянин)

Брак в Кане Галилейской
pinterest button
  • Чудо — это явление, противоречащее законам природы, как об этом можно думать по-другому?
  • Оказывается, можно. Не в нарушении законов природы критерий «чудесности».

Чудеса и законы природы

Нарушение законов природы или отсутствие оного к чудесам отношения не имеет. Нечто удивительное может произойти как бы в нарушение известных сейчас законов, а может произойти то, пред чем разум пасует принципиально. Это не важно.

К чудесам надо подходить с критерием их истинности или ложности.

Истинные чудеса

Истинное чудо — то, которое происходит к пользе человека. А в перспективе к его спасению.

Ложные чудеса

Ложное чудо — то, которому просто удивляешься. Либо происходящее ко вреду человека. А в перспективе к его погибели.

Правильное отношение к чудесам

Оно крайне простое: не хули и не принимай. Не принимай и не отвергай чудо, пока не пройдет достаточно времени, чтобы стало понятно, истинное оно или ложное.

Мы, православные, считаем истинные чудеса свидетельстом действия промысла Божия. Как правило, истинные чудеса малозаметны миру и часто происходят внутри человека.

Почему истинные чудеса таковы? Господь ничего не навязывает людям, везде и во всем соблюдая свободу нашей воли. Более ценным является самостоятельное признание Бога по духовным и нравственным основаниям, нежели под влиянием столь яркого проишествия, когда хочешь — не хочешь (именно из-за «не хочешь»), а приходится верить.

Брак в Кане Галилейской

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: «Вина нет у них» (…) Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «Наполните сосуды водою». И наполнили их до верха. И говорит им: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: «Всякий человек подаёт сперва хорошего вина, а когда гости напьются, худшего, а ты хорошее вино сберёг доселе».

—Ин. 2:1—3, 6—10