Великий четверг

Четверг Страстной недели, в который вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии

Фреска «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 149–97, Санта-Мария делле Грацие, Милан
pinterest button

Богослужение

В Великий четверг совершается литургия Василия Великого, которая вдвойне связана с Тайной вечерей (вообще, как всякая литургия, и, в частности, как совершающаяся в день ежегодного воспоминания об этом событии).

«Тайная вечеря» (монастырь Сан-Марко, Флоренция)
pinterest button «Тайная вечеря» (монастырь Сан-Марко, Флоренция) Беато Анджелико, Public Domain

В связи со значительностью вспоминаемого события, литургия имеет ряд присущих только ей особенностей:

  1. Литургия совершается после вечерни («полные» (то есть с евхаристическим каноном) литургии совершаются таким образом только в Великий четверг, Великую субботу и навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления), в связи с этим древние уставы даже разрешали приступать к евхаристии не натощак.
  2. Предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро. В России этот обряд совершается патриархом в Богоявленском соборе в Москве. Освящение мира в этот день связано с тем, что в древности крещение оглашенных совершалось в Великую субботу или Пасху.
  3. После литургии совершается обряд «Умовения ног», напоминающий о том, что Христос на Тайной вечери умыл ноги апостолам. На практике обряд совершается только в кафедральных соборах (его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам) и некоторых монастырях.
  4. По византийской традиции совершается омовение престола, напоминающее о подготовке Петром и Иоанном сионской горницы к Тайной вечере.
  5. В древности с литургией соединялись особые покаянные чины, в послевизантийской практике Афона и Русской Церкви в этот день совершалось общее елеосвящение.
  6. В связи с особым воспоминанием Тайной вечери в этот день стремятся причаститься даже те христиане, кто сохраняет сложившуюся в синодальный период практику редкого причащения.
  7. Общая трапеза после литургии имеет особый статус и чин, даже самые строгие уставы позволяют ради этого смягчение поста.

По народным повериям в этот день принято мыть и украшать жилище, красить яйца, печь куличи, купаться (отсюда «чистый четверг»).

Утреня

Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмии поётся Аллилуйя со стихами.

«Тайная вечеря», Ге Николай Николаевич, 1863
pinterest button «Тайная вечеря», Ге Николай Николаевич, 1863 Николай Николаевич Ге (1831–1894), Public Domain

В Великие четверг и пятницу вместо Троичных тропарей троекратно поётся тропарь «Егда славные ученицы», напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из Двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства:

Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся. После тропаря читается повествование о Тайной вечери в изложении Луки (зачало 108 (от полу): Лк. 22:1-39).

В отличие от всех будних дней Великого поста, а также и предшествующих страстных дней (Великих понедельника, вторника и среды) канон утрени Великого четверга является полным, то есть содержит восемь песней. По первым словам первого ирмоса канон Великого четверга обычно называется «Сеченое сечется». В тропарях канона, автором которого является Косма Маюмский, последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простерший руку к евхаристическому Хлебу.

После девятой песни канона молящиеся коленопреклоненно поют троекратно ексапостиларий (светилен): «Чертог Твой вижду, Спасе мой» (реминисценция притчи о брачном пире). Этот ексапостиларий уже исполнялся в три предыдущих дня, но именно в Четверг его символизм становится реальностью: по мысли толкователей, упоминаемый здесь чертог является горницей Тайной вечери, и христианам в последний раз перед участием в этой Трапезе предлагается ужаснуться собственной недостойности.

Примечательны и стихиры утрени Великого четверга — «на хвалитех» (они повторяются на вечерне, о них см. ниже) и «на стиховне». Основной темой стихир является неблагодарность и корыстолюбие Иуды, авторы пытаются проникнуть в помраченную душу предателя, чтобы выяснить, где причина его отступничества. Характерный пример — третья стихира «на стиховне»:

«Совесть. Иуда»
pinterest button «Совесть. Иуда» Ге Н. Н., Public Domain

К утрене присоединяется последование первого часа, особенностью которого является чтение паремии из пророка Иеремии (Иер. 11:18-23 и Иер. 12:1-15). Паремия содержит жалобу Иеремии на его сограждан — жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст традиционно считается одним из ветхозаветных пророчеств о страстях Христовых.

Литургия

Литургия Василия Великого соединяется с вечерней, как в связи с временем вспоминаемых событий, так и по древнему обычаю, по которому литургия в важные постные дни совершалась вечером, то есть после разрешения поста. Поскольку литургия сама по себе вводит участников в основную богослужебную тему дня — Тайную вечерю, стихиры на «Господи, воззвах» (они же являются стихирами «на хвалитех» утрени) посвящены второй, не менее важной, теме — предательству Иуды.Самой известной является последняя (входная) стихира, проводящая параллель между Иудой и неблагодарными израильтянами, роптавшими на Бога во время путешествия по пустыне:

После вечернего входа и «Свете тихий» читаются три паремии:

  • Исх. 19:10-19 — Моисей готовит Израиля к предстоянию Богу на горе Хорив, в третий день Бог нисходит на гору и говорит оттуда с пророком;
Моисей восходит на гору Хорив
pinterest button Моисей восходит на гору Хорив Джеймс Тиссо (1836–1902), Public Domain
  • Иов. 38:1-23 и Иов. 42:1-5 — Бог говорит с Иовом;
Иов провидит грядущего Христа: «И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его»
pinterest button Иов провидит грядущего Христа: «И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его»   Уильям Блейк (1757–1827), Public Domain
  • Ис. 50:4-11 — пророчество о страстях Христовых.

При кажущемся многообразии сюжетов паремий они удивительным образом предваряют вспоминаемую в этот день Тайную вечерю.

  • Отрывок из Книги Исход напоминает христианам, что однажды народ Божий в страхе и трепете уже предстоял недоступному и непостижимому Богу, в то время, как на Тайной Вечери тот же самый Бог Сам снизошёл к апостолам и дал им Свои Тело и Кровь.
  • Вторая паремия напоминает, что после долгих богоисканий Иова и попыток построения теодицей его друзьями Бог Сам явился Иову и говорил с ним. В присутствии Его все вопросы и недоумения рассеялись: на вопрос Бога «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?»(Иов. 38:2) Иов отвечает: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6). Евхаристия даёт верующему возможность личной встречи с Богом.
  • Третья паремия представляет собой пророчество Исайи о страданиях и торжестве Христа: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50:6)…Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Ис. 50:10)

В следующем за паремиями апостольском чтении (1Кор. 11:23-32) верующим напоминается о том, к какому великому и страшному таинству они дерзают приступать. Евангельское чтение Великого четверга включает в себя Мф. 26:1-75 (со вставками Лк. 22:43-45 и Ин. 13:3-17) охватывает следующие события:

  • планы первосвященников убить Иисуса,
  • вечеря в Вифании и помазание Иисуса миром,
  • планы Иуды о предательстве
  • умовение Иисусом ног учеников,
  • собственно Тайная вечеря,
  • предсказание об отречении Петра,
  • молитва в Гефсимании,
  • арест Иисуса и предательство Иуды,
  • суд синедриона над Иисусом и Его избиение,
  • передача Иисуса синедрионом Пилату,
  • отречение Петра.

Особенностью собственно литургии является исполнение особого песнопения «Вечери Твоея тайныя» вместо Херувимской песни, причастного стиха, «Да исполнятся уста наша» и во время причащения мирян.

После заамвонной молитвы по уставу полагается обряд умовения ног (В Русской Церкви совершается при архиерейском служении в кафедральных соборах и в некоторых монастырях). При этом читается соответствующий текст из Евангелия от Иоанна (Ин. 13:1-17)

Евангелия Страстей Христовых

«12 Евангелий Святых Страстей Христовых» — православное богослужебное чтение утрени Великой пятницы (в приходской практике совершается вечером в Великий Четверг). Состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырёх Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого — перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и народ стоят в это время с зажжёнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху. После утрени, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой, а затем делают на косяках дверей знак креста четверговым огнем и сохраняют его в лампадах до Пасхи.

Название

Вели́кий четве́рг
Страстной четверг
Чистый четверг
Великий четверток

Славянские традиции

К чистому четвергу, как и ко всей Страстной неделе были приурочены очистительные обряды.

У восточных славян их исполняли в основном в Чистый четверг, в западной Славии — главным образом в Страстную пятницу. Такие обряды и обычаи затрагивали человека и его здоровье, пищу и посуду, а также жилище и примыкающее к нему культурное пространство.

Многие из них нацелены на очищение — наряду с душой перед Пасхой было необходимо очистить тело и окружающее пространство.

Некоторые обряды были связаны с добыванием нового, молодого, «живого» огня взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу.

Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи. Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд — его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу, и особо приготовленной соли.

Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил и т. д.