Великий вторник

Вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме

Страшный суд и притча о десяти девах. Неизв. фламандский художник, сер. XV века.
pinterest button

Евангельский рассказ

Во вторник утром Иисус пришёл из Вифании в Иерусалим и учил народ.

В этот день им было рассказано ученикам о втором пришествии (Мф. 24), притча о десяти девах (Мф. 25:1-13), притча о талантах (Мф. 25:14-30).

Первосвященники и старейшины искушали его вопросами (Мк. 11:27-33), хотели арестовать его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка (Мф. 21:46), восхищался его учением (Мк. 11:18) и внимательно слушал его (Мк. 12:37).

Страшный суд и притча о десяти девах. Неизв. фламандский художник, сер. XV века.
pinterest button Страшный суд и притча о десяти девах. Неизв. фламандский художник, сер. XV века. unknoun Flemish master, Public Domain

Богослужение

Православная церковь

Утреня

Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поётся Аллилуйя со стихами. Затем троекратно исполняется особый тропарь первых трёх дней Страстной седмицы «Се Жених грядет в полунощи»:

Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся.

Мудрые и неразумные девы
pinterest button Мудрые и неразумные девы Петер фон Корнелиус, ок. 1813, Public Domain

После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ об ответах Иисуса на искусительные вопросы иродиан (о выплате подати кесарю), саддукеев (о воскресении мёртвых) и фарисеев (о наибольшей заповеди в Законе), а также о последующем обличении Иисусом фарисеев и книжников (семикратное «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!») (зачало 90: Мф. 22:15—23:39).

Канон утрени Великого вторника представляет собой двупеснец (то есть содержит только две песни из девяти возможных: восьмую и девятую) Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поётся ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой» (реминисценция притчи о брачном пире).

Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что это важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.

Часы

В Великий вторник (как и Великие понедельник и среду) часы совершаются по образцу великопостных — с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина. Особенностью часов этих трёх дней являются:

  • Чтение Евангелия на каждом часе. Типиконом предлагается прочесть за эти три дня четыре Евангелия полностью (за исключением повествования о Страстях Христовых). В современной приходской практике чтение Евангелия на часах начинается гораздо раньше — на второй седмице Великого поста, так что в Великий вторник читается уже Евангелие от Иоанна.
  • На шестом часе читается не Книга пророка Исайи (как в будние дни шести предыдущих седмиц), а первые главы пророка Иезекииля. В Великий вторник прочитывается отрывок Иез. 1:21-28 — видения славы Божией в образе таинственного огнезрачного Сидящего на сапфировом троне поверх кристалловидного свода.

Литургия

Совершается литургия преждеосвященных даров. В качестве паремий предлагаются:

  • история о спасении младенца Моисея (Исх. 2:5-10)
  • первое испытание Иова (Иов. 1:13-20).
Вестник сообщает Иову о гибели его детей и потере имущества
pinterest button Вестник сообщает Иову о гибели его детей и потере имущества Уильям Блейк (1757–1827), Public Domain

Обе паремии говорят о скорбях и испытаниях для верных, а также готовят молящихся к мысли о грядущих страданиях Христа. Традиция чтения книги Иова для назидания и утверждения верных прослеживается в Церкви вплоть до апостольских времён, на неё указывает ещё апостол Иаков в Соборном послании (Иак. 5:11). Книга Исход, рассказывающая об истории ветхозаветной Пасхи, напрямую предображает события новозаветной Пасхи.

Затем читается Евангелие о втором пришествии, притчи о десяти девах, талантах и о Страшном суде (зачало 102: Мф. 24:36—26:2). Стихиры на «Господи, воззвах» (они же поются на утрене «на хвалитех» и «на стиховне») призывают молящихся применить к себе содержание этих притч и воспринять их как урок для себя. Наиболее известны первая и последняя из этих стихир:

В конце службы читается особый отпуст: