Епископ

Епископ в христианской Церкви — священнослужитель третьей — высшей — степени священства 

Патриарх Московский Иоаким
pinterest button

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа.

Епископы надзирали за христианами конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над диаконской и пресвитерской.

С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — архиепископа, митрополита, патриарха, термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиерей (греч. αρχιερεύς).

В грекоязычных Церквях общим термином обычно является ιεράρχης, то есть иерарх («священноначальник»).

Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем (первосвященником) по чину Мелхиседекову во веки» (Εβραίους 6:20)

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова греч. επίσκοπος:

  • Деяния (Деян. 20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил. 1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:2)
  • Послание к Титу (Тит. 1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет. 2:25)

В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем душ Ваших» (1 Петр 2.25)

Канонические основания и роль епископа в Церкви

По учению как Православной церкви, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от Апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться собором епископов (т. е. несколькими епископами), — минимум двумя епископами (1-е Апостольское Правило), кроме особых случаев.

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения пресвитеров, диаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма.

Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии (кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно Патриарху — Предстоятелю поместной Церкви).

К половине VII в. обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12-м и 48-м Правилах Трулльского собора (Известного также как «Пято-шестый»). Причём последнее правило предусматривает:

В практике Русской Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать хиротонию в епископа только над лицами, принявшими монашеский постриг в Малую Схиму.

Епископство в России

В III в. существовала Скифская епархия Вселенской церкви с кафедрой в Добрудже, которой подчинялись скифы-христиане, жившие в том числе и на землях современной России. Именно с этой общины верующих, созданной апостолом Андреем Первозванным, по церковному преданию начинается распространение Православной веры в России.

В 961 г. состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого архиепископа Магдебургского). Обычно епископы утверждались на служение решением церковных иерархов. Но были и случаи избрания ставленников в епископы.

Первым Митрополитом Киевским и всея Руси, прибывшим в Киев для постоянного митрополичьего священнослужения, был митрополит Михаил.

В истории Русской Церкви имеется множество случаев политических разногласий и даже конфликтов между епископами и государственными властителями — князьями, царями. Наиболее острый конфликт случился между Новгородскими архиепископами и Великими князьями Московскими в XIV—XV века.

В 1155 г. Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» Киевского митрополита Климента (Смолятича). Константинопольской Патриархией на Киевскую митрополичью кафедру был назначен новый Митрополит Киевский и всея Руси Константин I.

За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский Патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать ставленника в архиепископа Новгородского на своём вече из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 г. новгородцы впервые самостоятельно избрали ставленником в архиепископа Новгородского Аркадия, а в 1228 сместили архиепископа Арсения.

Избрание Рязанского епископа Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в 1448 г. ознаменовало фактическую автокефализацию Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Возрастной ценз

Касательно возрастного ценза для поставляемого в епископы, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальным 35-летний возраст для ставленника (кандидата), а в ис­ключительных случаях — 25-летний. Но Церковная история знает и отступления от указанной нормы. В частности святитель Николай Чудотворец был посвящен в архиепископа Мир Ликийский будучи юношей.

Полезная информация

Епи́скоп
греч. ἐπίσκοπος — надзирающий, надсматривающий; от ἐπί — на, при + σκοπέω 
досл. «смотрю»
также епископа нередко называют архиереем
от греч. αρχι
досл. главный, старший + ἱερεύς — священник