Литургия

Главнейшее христианское богослужение в Исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии

Михаил Дамаскин Небесная литургия (икона, XVI век)
pinterest button

Основные песнопения литургии ведут историю с глубокой древности.

Как повествуют некоторые дошедшие до наших дней церковные предания и документы, уже в I веке существовало антифонное пение, евхаристическая молитва; чуть позже были введены другие духовные песни и молитвы:

  • «Святый Боже…» — с 438 года,
  • Символ веры — с 510 года,
  • «Единородный Сыне…» — с 536 года, «Да исполнятся…» — с 620 года,
  • «Достойно есть…» — с 980 года и т.д.

Литургическая символика

Проблема восприятия литургического действа по своей сложности и необъятности является предметом отдельной богословской дисциплины — т. н. литургического богословия.

Семантически наиболее сложна Евхаристия, но и вся структура организации богослужения многопланова.

В вечно длящемся евхаристическом действии Сам Христос является одновременно и Божеством, которому возносится Жертва, и самой Жертвой, приносимой за грехи мира, и Архиереем (жрецом), приносящим Жертву.

Топографический символизм

Сам храм, где происходит богослужение, его архитектура и убранство являются образом трансцендентного и имманентного мира.

По учению Иоанна Геометра (X век), храм есть «подражание вселенной», то есть он является литургическим образом мира, близким к миметическому подобию.

В храме сконцентрированы «все красоты вселенной». Земля, море, воздух, планеты и звезды явлены в пространстве храма, в его архитектуре, облицовке и росписях.

Здесь потустороннее является в посюстороннем, трансцендентное становится имманентным, смысл сходит во всякий предмет, здесь снимается противоречие между духовным и материальным, небо спускается на землю, Бог становится человеком, воплощается в мире.

По учению патриарха Германа, церковь является земным небом, вообще все внутреннее пространство храма — увеличение степени значимости с запада на восток и снизу вверх, — весь внутренний его интерьер мистически являет, в структуре т. н. «топографического символизма», реальности высшего духовного порядка.

Так, по учению отцов Церкви, конха является Вифлеемской пещерой и, одновременно, по Герману и Софронию Иерусалимскому, местом погребения Христа (гробом Господним); жертвенник является яслями Христа, Его гробом и, одновременно, небесным жертвенником.

Своды алтаря и потолок храма — образы двух уровней неба; лампады и свечи — образы вечного Света; стихарь — образ плоти Христовой; архиерей — образ Господа, иереи — духовные чины, диаконы — ангелы, и т. д.

Церковь земная и небесная

Изображения храма также включаются в литургическое действо, мистически являя единение неба и земли.

Так, по Симеону Солунскому, «священные изображения» Спасителя, Богоматери, святых и апостолов на алтарной преграде (иконостасе) означают «и пребывание Христа на небе со своими святыми, и присутствие его здесь, среди нас».

Таким образом, по учению св. отцов, вся Церковь, земная и небесная, участвует в Литургии. При этом и сами участники Литургии изображают небесные силы в их «великом и страшном» служении, о чём поется в Херувимской песне:

Все эти «изображения», литургические образы, не являясь по сущности архетипом, по своей антиномической природе обладают его силой.

Литургическим образом является и сама словесная часть Литургии, которая не случайно облечена в напевно-мелодическую форму.

Литургия как воспоминание

Литургическая символика тесно связана с пониманием богослужения как «воспоминания» (анамнесиса).

Св. Дионисий Ареопагит, поясняя литургическое священнодействие, говорит, что оно совершается «в Его воспоминание». Но это особое, вневременное воспоминание, не подчиняющееся логике бытия. В нём вспоминают и прошлое, и настоящее, и будущее, как уже бывшее и вечно длящееся, то есть это воспоминание, выходящее за пределы антиномии «литургического времени», преодолевающее и этим снимающее её.

Так анамнесис (часть евхаристической молитвы) литургии, приписываемой св. апостолу Иакову, брату Господню, «вспоминают» «второе и славное и страшное Его пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его».

Так же и в Литургии св. Иоанна Златоуста, в евхаристической молитве, «вспоминают» «вся еже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.». Не только отдельные молитвы и части Литургии, но и внутреннее устройство храма имеет «напоминательное» значение.

Так, по патриарху Герману, «алтарь указывает на второе пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых».

Литургическая символика не только многопланова, но и динамична, она меняется в процессе богослужения: антиномичность литургических образов простирается не только на онтологическую сферу, но и на временную.

Священные сосуды, используемые за литургией (дар царевны Марии Алексеевны в Александровский Успенский монастырь)
pinterest button Священные сосуды, используемые за литургией (дар царевны Марии Алексеевны в Александровский Успенский монастырь) ]Прокудин-Горский, Сергей Михайлович (1863–1944), Public Domain

Так, дискос с положенными на нём частицами просфоры в Проскомидии выступает как образ Церкви небесной и земной и, одновременно, изображает Вифлеемский вертеп. Стоящий на голове диакона при Великом Входе, он означает распятого Христа, а снятие тела Иисуса с креста изображается снятием дискоса с головы диакона.

Максим Исповедник в своем «Тайноводстве» различает в литургической символике общее, более широкое значение каждого элемента, и его частные смыслы. Так, Церковь в общем плане является «образом и изображением Бога», а в частном плане — ибо она состоит из святилища и собственно храма, «наоса» — образом мысленного, ноэтического и чувственного мира, а также — образом человека и, кроме того, души, как состоящих из духовной и чувственной частей.

Малый вход вообще означает первое пришествие Христа, а в частности — обращение неверующих к вере и т.п.

Вся Евхаристия, согласно поздним толкованиям, выражает земную жизнь Христа. Так, первая часть Литургии — Проскомидия — это рождение Христа в Вифлееме, воплощение Слова (Логоса); Малый Вход — выход Его на проповедь; Великий Вход — страсти и крестная смерть; поставление Даров на престоле — положение Иисуса во гроб и т.д.

Литургия византийского обряда

В византийском обряде (православие и грекокатолицизм) в настоящее время служится три варианта литургии:

  • Литургия Иоанна Златоуста — совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий;
  • Литургия Василия Великого — совершается десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в праздник Обрезания Господня и день памяти святого Василия Великого 1 января (14 января), в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие (Страстные) четверг и субботу;
  • Литургия Преждеосвященных Даров (составлена Григорием Двоесловом в VI веке) — совершается только Великим постом: в среду и пятницу первых шести седмиц поста, в четверг пятой седмицы поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, а также в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье.

Помимо этого, в некоторых Поместных Православных церквах (напр., Иерусалимской, Элладской и некоторых епархиях Русской) единожды в год служится Литургия апостола Иакова в день памяти апостола Иакова — 23 октября (5 ноября).

Литурги́я
греч. λειτουργία
досл. «служение», «общее дело»

Последование Таинства Евхаристии

  • Литургия оглашенных.
    • Преуготовление;
    • Антифоны (изобразительные, вседневные или праздничные), в том числе Единородный Сыне;
    • Малый вход с Евангелием (вход в храм);
    • Чтения:
      • Прокимен;
      • Чтение Апостола;
      • Проповедь;
      • Аллилуиарий;
      • Чтение Евангелия;
      • Проповедь.
    • Отпуст оглаше́нных.
  • Литургия верных.
    • Преуготовление;
    • Великий Вход (перенесение хлеба и вина (приношения) с жертвенника на престол и проскомиди́йные поминове́ния);
    • Целование мира и испове́дание веры;
    • Святое возноше́ние (ана́фора);
      • Начальный диалог;
      • Префация
      • Санктус («Свят, свят, свят»);
      • Ана́мнесис с установительными словами;
      • Эпиклеза;
      • Интерце́ссия.
    • Приготовление к причащению (Отче наш);
    • Святое причащение;
      • Причащение в алтаре;
      • Причащение народа в храме;
      • Гимны после причащения («Да испо́лнятся уста́ на́ша …»).
    • Благодарение после причащения;
    • Заключительные молитвы;
  • 33 псалом, во время Ага́пы;
  • Отпуст народа;
  • Многолетие.
[скрыть]  

Литургические науки

Литургия изучается двумя основными богословскими дисциплинами — Литургикой и Литургическим богословием. Из них:

  • Литу́ргика — изучает христианское церковное богослужение, где главное место занимает Божественная Литургия, предмет включает два основных отдела — гимнографию и эортологию. Литургика является наукой о богослужении вообще.
  • Литурги́ческое богословие — сравнительная наука, занимающаяся систематизацией богословских идей заключенных в богослужении, церковных песнопения, последовании праздников, иконографических композициях, таинствах и во всем церковнослужебном обиходе.