Митра

Митра— головной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей

Русская митра в Государственном историческом музее, Москва
pinterest button

Символическое значение

Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа, и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель.

В православной церкви при надевании митры на архиерея читается молитва:

Митра в церквах византийской традиции

Исторически, митра на Востоке символизировала императорскую власть: считается, что, как и саккос, Константинопольский патриарх начал использовать её в своём облачении после падения Константинополя в 1453 году (более древнюю историю имеет практика использования митры Александрийским патриархом).

В первой половине XVII в., и в Московской Руси и у греков, эта практика распространилась на всех архиеереев (ранее, русские епископы носили архиерейскую шапку с опушкой).

Греческая митра, 1715 год
pinterest button Греческая митра, 1715 год

В современной практике митру носят архиереи, архимандриты, а также женатые священники, которым право ношения митры дается в качестве награды за особые заслуги (священники, награждённые правом ношения митры, называются митрофорными); головной убор формы, близкой к сферической.

Иногда на митре по бокам помещаются маленькие иконы — Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху — Троицы или серафима.

До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов.

В Русской церкви до 1786 г. митра была частью богослужебного облачения монашествующего духовенства — архимандритов и епископов.

Митра киевского митрополита Гедеона (1685 год, мастерские Московского Кремля)
pinterest button Митра киевского митрополита Гедеона (1685 год, мастерские Московского Кремля)  

В 1786 г. произошёл первый в истории Православной церкви случай награждения митрой представителя белого духовенства. Тогда императрица Екатерина II пожаловала митрой своего духовника, протоиерея Иоанна Памфилова. Однако, до 1917 года случаи награждения митрами представителей белого духовенства были крайне редки. Известны факты, когда правом ношения митры за богослужением удостаивали игуменов крупных монастырей.

В современной Русской православной церкви архиерейская митра, как и в греческих церквах, увенчивается маленьким крестом (до 1989 года митры, увенчанные крестом, носили только патриарх и митрополиты; в конце декабря 1988 года Священный синод РПЦ установил обычай ношения митры, увенчанной крестом, для всего епископата). Начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме, возведённый в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии также носит митру с крестом.

В некоторых Поместных православных церквах митру с крестом имеет право носить только предстоятель церкви.

В некоторых дохалкидонских церквах (в частности, армянской и коптской) митру с крестом носят иподиаконы.

Разновидностью православной митры является митра-корона, имеющая над нижним пояском зубчатый венец (как правило из 12 лепестков). Митра-корона до XVIII века была основным типом митры.